Гора Чумбылат

Гора Чумбылат

Святыня несломленного язычества

Одно из древних, могущественных и по сей день почитаемых мест силы по праву считается гора Чумбылат (Чембулат, марийское Чумбылат курык) – высокий, острый, как клин, известняковый утес в скальном массиве на левом берегу реки Немда, принадлежащем к возвышенности Вятский Увал и находящемся в Советском районе Кировской области. На горе возвышается камень высотой 8  толщиной 27 метров, напоминающий издали человека.

По преданию, на этом месте был захоронен живший в IX – XI веках марийский князь и полководец Чумбылат, защищавший свой народ от врагов. Столицей Чумбылата был город Кукарка (ныне Советск). При нем сложились традиции языческой религии, порядок жертвоприношений. Он дал названия дня и месяцам марийского календаря.

Как писал в очерке о посещении горы этнограф XIX  века Степан Кузнецов, согласно легенде, и поле смерти богатырь Чумбылат по просьбе марийцев выходил из горы и поражал нападавших врагов. Но однажды дети, подслушивавшие у старших заклинание, вызывающее героя, сами произнесли его ради забавы трижды, без нужды. Разгневанный богатырь отныне перестал являться марийцам и теперь помогает потомкам только после проведения с соответствующими жертвоприношениями.

Гора Чумбылат является одной из самых почитаемых святынь марийского народа, здесь действует языческое капище и ежегодно летом производятся массовые  моления.

Гора Чумбылат

Марийцы – народ уникальнейший. Они практически единственные в Европе сумели в полной мере сохранить до наших дней свою исконную традиционную веру – Марий Юмын йула, или Марийская традиционная религия (МТР), устояв перед гнетом светских и религиозных властей и давлением мощных, нетерпящих инакомыслия идеологий – христианства, ислама и атеизма. Исторически марийцы расселены гораздо шире, чем территория нынешней Республики Марий Эл, чьи границы определили в Москве в 20-х годах прошлого века. Они по-прежнему остались в 14 южных районах Кировской и пяти северо-восточных районах Нижегородской области.

В Костромской области и сопредельных с республикой районах Татарстана. Восточные марийцы живут в Башкортостане и других уральских регионах. И везде они бережно хранят свои священные места – скалы, рощи (кюсото по-марийски), где происходит общение людей с Богами. Традиции предков тщательно хранят достойные потомки. МТР официально  зарегистрирована, как общественная организация. В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует сословие жрецов-картов, выпускается специальная литература.

По статистике, свыше 15 процентов марийцев считают себя  язычниками. Впрочем, по словам картов, за помощью к Богам и предкам всегда может обратиться любой мариец, какую бы веру он не исповедовал. Так что на мольбища приходят в праздники не только чимари («чистые»), но и двоеверы, посещающие христианские храм. Одно из ключевых понятий марийской языческой веры – перке, что по-русски переводится, как достаток. Одним куском хлеба смогут насытиться многие, если Боги и святые даруют на него перке. В этом случае, даже если материальной пищи будет мало – пользы от нее будет всем достаточно.

Гора Чумбылат

Марийцы в своих священных местах, и тем более у Чумбылата – Курык кугыза («Хранителя горы») просят перке и на хлеб, и на здоровье, и на деньги, и на домашнее имущество. Обращения эти весьма и весьма действенны. Однако язычник никогда не станет перекладывать свои заботы на плечи Богов и святых. Человек должен работать, конкретизировать свои мысли, соблюдать ритуалы – тогда придет благополучие.

Еще одно ключевое понятие МТР – внутренняя энергия всех вещей и явлений природы «Ю», пронизывающая все сущее и являющееся основой всего (славянский Род, индуистский Брахман). Общаться с «Ю» лучше всего на природе, так как городская среда препятствует связи человека с Высшим, убивает  ее. Так, карт Мари-Туренского района Марий Эл Михаил Айглов, резко критикует современную цивилизацию, выросшую в недрах христианства: «Западная цивилизация переделывает природу, губит ее. Люди забывают, что они – живая плоть, а не металл, не механизм.

По телевидению пускают такую информацию, что люди с ума сходят, деградируют. Только с традиционной верой можно сохранить природу в первозданном виде. Детей наших надо почаще выводить на природу, причем без громкой музыки, как привыкла современная молодежь – все это вредные для сознания и организма вибрации». По словам М. Айглова, люди, не поддерживающие контакт с природой, просто умирают раньше своего срока: «Только в моей родной деревне за последние годы умерло 13 молодых людей – они не ходили на моления, не приносили в жертву гусей, уток».

Несмотря на христианизацию Поволжья, марийцы продолжали чтить своих Богов и приносить им жертвы. Священники ничего не могли поделать, а светские власти предпочитали смотреть на язычников сквозь пальцы – лишь бы в краю царило спокойствие.

Святилище в горы Чумбылат сохраняется с древних времен. Путешественник Адам Олеарий в 1636 году рассказывает, что с одной стороны его была глубокая пропасть, а у подножия скалы и на крутых спусках была вырублена аккуратная лестница. Алтарь, где возжигался главный костер, помещался налево от лестницы, в сторону сухого оврага, и представлял собой огромный кубический камень, гладко обтесанный и нависающий над оврагом.

Гора Чумбылат

Черные времена для святилища настали в 1828 – 1830 годах, когда московский митрополит Филарет пошел на обострение ситуации, одобрив меры по насильственному обращению марийцев в православие, несмотря на то, что сам император Николай I указал вятскому губернатору, «чтоб людям сим… никаких притеснений чинимо не было». В 1830 году по указанию министра внутренних дел А. А. Закревского, к которому поступило обращение святейшего Синода, гора была взорвана. В ней пробили три шурфа, в которые заложили бочки с порохом. Сильно пострадала верхняя часть марийской святыни.

Один из исполнителей этого деяния, местный русский крестьянин Никита Афанасьев так описал данное событие: «Что вышло-то только, даже жить берет! Какое, скажу тебе, было тут угожее место, а что теперь стало? И не пойму я, к чему это было сделано? Никому черемисы не вредили, молились себе тихо и смирно, коли приезжали сюда… А тут, обсказывали, главному нашему архирею понадобилось, чтобы этого кереметища не было. Слышно было, что большая после того у черемис завируха вышла: больно им жаль было, что мольбище ихнее порохом испортили. Ну, и пошли у них бунты с этого самого дела, потому голодные годы настали…».  «Православие решительно ничего не выиграло от уничтожения Чумбулатова камня, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству»,- подытожил при посещении древней святыни в 1904 году этнограф С. Кузнецов.

Новая угроза нависла над горой несолько лет назад, когда владельцы расположенного неподалеку карьера, где добывается щебенка, решили построить здесь цементный завод. Расширение производства привело бы к уничтожению сложенного из известняка утеса над рекой Немдой. Но марийцы грудью встали на защиту священного места, и общественное мнение сорвало все грандиозные планы дельцов.

В ХХ веке фактором, сдерживающим массовость молений у горы Чумбылат, была уже советская власть. В полной мере они были  возобновлены в 1993 году. Святилище чтут не только марийцы, но и удмурты. Впрочем, попросить благополучия у древнего богатыря никому не возбраняется. Хотя к приверженцам религий  гонителей гора сурова. Здесь часто исчезают нательные крестики и другие культовые украшения, связанные с христианством и исламом, иногда резко ухудшается состояние их хозяев, появляются сильные головные боли, слабость, лихорадка.

Вблизи горы нередко отказывает (на время) фото и видеоаппаратура, разряжаются элементы питания, наблюдаются слуховые и зрительные галлюцинации. Это место знаменито многократными появлениями НЛО шарообразной формы. Возле скал, чуть ниже по течению реки, есть странный «блудный» лесной массив. Заблудившиеся там люди неадекватно воспринимают те временные отрезки, которые потребовались им для возвращения обратно. Время для них то растягивается, то сжимается.

Заезжать на высокий берег Немды лучше через город Советск. От деревни Фокино начинается непосредственная дорога к месту. У горы Чумбылат, как у святыни и действующего капища, следует выполнять определенные правила. Накануне обязательно нужно помыться, одеть чистую одежду. Не пить и не курить до и во время посещения капища, ходить там по нужде, обсуждать или осуждать кого-то, повышать голос и вообще много разговаривать, ругаться. Нельзя собирать грибы, ягоды, рвать цветы, ломать ветки. Здесь все неприкосновенно.

Прежде подойдите к святому источнику у подножия горы на берегу Немды. Бросив монету, попросите духов Воды очистить  и живительную силу Воды для вашего здоровья. Затем сполосните руки (трижды), умойте лицо (трижды) и попейте воды (нечетное  число глотков). После наберите в свою посуду воды, поклонитесь и поблагодарите источник.

Подойдите затем к священному камню, приложите к нему руку. И могучий князь Чумбылат поделится с вами своей мудростью и силой…

Гора Чумбылат

~Автор: Евгений Вуковой~