Как управлять организацией

Не самое краткое рассуждение о не самом ожидаемом)))

Хочу немного поделиться опытом, наблюдениями и вообще порассуждать на тему организации любой действующей структуры, состоящей из группы лиц, заинтересованных в реализации данного плана-проекта. Это может быть бизнес, религиозная община, политическая партия, культурная организация, правозащитная, творческая и что угодно вообще. Главное – это структура по которой это будет строиться. Ну и конечно ошибки, ошибки и ошибки. А их гораздо больше, чем нам с вами кажется.

Я расскажу о том, с чем сталкивался лично на протяжении многих лет и в разных сообществах, начиная от строительного бизнеса, заканчивая культурными и религиозными организациями. С этими-же проблемами я сталкиваюсь и сегодня и буду сталкиваться видимо, в дальнейшем. Так-что данный текст, говоря честно, пишу в первую очередь для себя, чтобы выделить те проблемы, которые давно нужно было вычленить и разобрать. Ну, а если это кому-то поможет не совершать моих ошибок, буду очень рад, от всей души.

Итак, первое. С чего начинается создание (назовем это единым словом) “организации”?

Конечно с идеи! Идея должна быть не просто красивой сказочной мечтой, но вполне проработанной концепцией, имеющей бизнес-план, рабочую структуру, четкое, всем понятное описание, бренд и планирование (на месяц/год/пять и десять лет). Задачи должны ставиться четко и в случае их невыполнения в поставленные сроки, нужно задумываться о рентабельности организации и вообще необходимости её существования. Я всегда много времени уделял концепции, рабочему плану и бренду. Но не всегда должным образом прорабатывал описание и структуру. А это огромная ошибка.

Описание нужно не только для клиента (под клиентом подразумеваю любого стороннего человека, заинтересованного в предлагаемых организацией, услугах), но и самим членам организации (рабочим, компаньонам и инвесторам). Не имея возможности правильно, лаконично и грамотно объяснить всем занятым в проекте лицам, суть идеи, нет смысла ожидать от них полной заинтересованности, грамотности и профессионализма. Любой человек должен полностью осознавать с чем он имеет дело на работе. Образно выражаясь, надо понимать, что ты строишь и из какого материала. Пока строитель не видит конечный проект, он не сможет даже правильно выкопать котлован под фундамент, а уж тем-более построить стены и крышу. И это относится к любому делу, любой структуре и любой организационной деятельности.

Так-что не поленитесь сначала составить хорошее описание, разложите все по полочкам и только потом предлагайте проект сторонним людям, привлекайте рабочий персонал, инвесторов и партнеров. Обязательно объявите всем о рабочем плане, расскажите чего нужно добиться за год, за три года и т.д., четко выстроите рабочую структуру, чтобы все были на своих местах.

А это уже вторая и одна из самых часто встречающихся проблем в любом деле – неправильная постановка фигур, как я это называю, делая отсылку на шахматы: У каждой фигуры есть своя функция, свои точные, известные всем ходы. Если ладью и пешку поменять местами, а Ферзя поставить в периферию, провал гарантирован. Так как Ладья может и сумеет заменить пешку, а вот пешка ладью точно нет. В силу своего уровня, она чисто физически не сможет реализовать те ходы, которые ждут от Ладьи. Ферзь, даже учитывая все свои “суперкачества” в первых рядах долго не простоит, если этой фигуре не будет обеспечена должная поддержка и защита на отходных путях. То-есть поменяй всего одну-две фигуры на доске и весь “войсковой состав” будет дезориентирован и лишен нормальной, ожидаемой и привычной структуры развития. А это всегда и в любом деле стопроцентное фиаско.

Соответственно очень большую роль в вашем бизнесе должна занимать логистика и кадровое дело. И тут никогда нельзя ориентироваться на дружеские отношения, личные теплые чувства и вообще на авось. Вы собираетесь дать человеку определенные возможности (заработать деньги, получить новые возможности, обучение, опыт, личностный рост – что угодно), в обмен на его способности и посильный вклад в Ваше дело. Если человек к вам пришел, значит ему что-то от вас нужно, так или иначе и он готов предложить за это то, что нужно от него вам.

Поэтому возникает две аксиомы:

1.Четко обозначить задачи для работника (так-же помощника, компаньона и даже для инвестора) и так-же четко определить размер благодарности за труд. Будь то оплата в деньгах, возможности, скидки, обучение или спасение души – лишь-бы была конкретика и приход к взаимной договоренности.

2. Проверка человека на вшивость. Говорю простым языком, чтобы было более понятно. Вши живут во многих и очень часто они таятся на том, от кого меньше всего этого ожидаешь. Чем ближе вы подпустите к себе зараженного, тем больше вероятен шанс, что он заразит гнидами и вас. А потом придется брить голову и начинать санитарные чистки всего персонала. И даже выявив того, кто является рассадником заболевания, нет никаких гарантий, что определенная часть персонала не заразится вшами так, что с ними придется расстаться.

Говоря другими словами, заговоры и недовольства – это обычное дело в любом сообществе. Занимаются ими обычно те, кто сам работать на полную отдачу не любит, не может или просто не хочет. Таких людей нужно всегда выявлять и делать это исключительно самостоятельно! Не должно быть никаких сантиментов, никаких снисхождений и никаких последних предупреждений!

Поверьте мне, что если человек, четко осознающий свои задачи, их не выполняет, значит он как минимум лентяй и бездельник и очень часто еще и завистник. А зависть – это всегда первая капля в море предательства. Виной этой зависти может быть только один фактор – личная несостоятельность. Ибо если виноват всё-таки начальник, а подчиненный делает все что может и старается и талантливо подходит к работе, он обязан лично выразить свои претензии к своему работодателю, указав ему на невыполнение условий договора.

В случае, если стороны не приходят к взаимопониманию, уважающий себя специалист, увольняется и ищет другую работу, где его таланты, рвения и заслуги перед Отечеством, оценят по достоинству и оплатят соответственно. Так или иначе, заговорщичество – это бич современного общества и от него стоит избавляться только жесткой и твердой рукой. Никакого равенства и дружбы в деле быть не может.

Дадите один раз слабину и все трусы и слабаки, лентяи и предатели тут-же поспешат вас клюнуть и подставить. Это менталитет раба и излечиться от него очень тяжело. Хотите быть доктором – ваше право, но в борьбе с этим недугом, вы проиграете однозначно. Так-что лучше делайте свое дело, а не вытягивайте из болота тех, кто вас не достоин.

Привлекательность.

Кроме человеческого фактора, есть еще и фактор эстетический. Какой-бы продукт вы не пытались предложить, он должен быть ярким, вкусным, вызывающим эмоции у потребителя. Будь это фирменный бургер или новый бренд сантехники, валенки из шерсти верблюда или политическая идея, проект зоозащиты или марка кваса, тренинг по ножевому бою или услуга “муж на час” – не важно! Всё это продукты, которые вы предлагаете заинтересованному потребителю. И вызвать вот этот самый интерес можно лишь изучив основы маркетинга, дизайна и пиара.

Или-же стоит найти тех, кто в этих делах разбирается профессионально, нанять маркетолога и рекламщика, потратив немного денег, которые отобьются еще не раз, если вовремя эти задачи реализовать. (Возможно кому-то покажется, что я разжёвываю элементарные вещи, но поверьте, только 1 из 5 бизнесменов и организаторов такие вещи учитывает. Совок, что поделаешь…)

Если по каким-то причинам, заниматься продвижением вы решили самостоятельно, нужно понимать, что гораздо проще и перспективнее продвигать оригинальный товар, оригинальное название, оригинальный подход и оригинальную идею. “Изюминка” или “Фишка”, как сейчас принято говорить, повышает шансы на успех в три раза!

Качество.

Вы, как хозяин или управляющий своей организации, обязаны лично проверять качество выполнения и качество конечного продукта! Сколько-бы ваших помощников не занималось проверками, последнее слово должно быть исключительно за вами. Не ленитесь уделять этому время и делайте это регулярно. Стоит один-два раза проморгать понижение качества товара, как тут-же на горизонте появится конкурент (часто это один из ваших бывших помощников), который тут-же перетянет ваше одеяло на себя и (если хватит мозгов и наглости), сможет поднять свое дело, переиграв вас, учесть ваши ошибки и применив ваши достоинства. В итоге финансовые потери, крах бренда и несколько месяцев или даже лет, восстановления (ребрендинг, создание новой маркетинговой стратегии, обновление товара и прочее).

Грамотность логистики.

Работу нужно уметь поставить на поток. И это залог успешного и качественного развития. Для этого любой руководитель обязан развивать в себе такие качества как: умение слушать и слышать своих подопечных, спокойствие (контроль эмоций), дальновидность, щедрость.

Ваши сотрудники работают на местах и очень важно, чтобы им было комфортно. Это важно не только им, но и вам. К сожалению, выученные при совке и наворовавшие в девяностых, горе-бизнесмены, слабо понимают это и стараются экономить на всём. Очень часто я сталкивался в фирмах, с такими моментами как экономия на рабочей одежде, всяческих расходниках, на своевременном обслуживании инструмента, рабочего места сотрудника, обновления ТО. Так-же в пищевой промышленности, даже высокого уровня, постоянно пытаются использовать просроченный или некачественный товар. Всё это приводит к потере качества, снижению спроса, уходу добросовестного и перспективного персонала и опять-же повышает риск проигрыша в конкурентной схватке.

Руководитель должен всегда держать руку на пульсе своего дела и обеспечивать качество не только товара, но и рабочего пространства, выделять средства на обновление всего, что устарело и отжило своё. Тот, кто уважает своих сотрудников, будет уважаем ими, а слаженная работа коллектива – залог качества конечной продукции.

Ну и теперь последнее, на чем хочу заострить внимание. Это отношение сотрудника к своему начальству. (да и совладельцам бизнеса можно сказать то-же самое).

Скажу сразу, я очень мало и очень редко когда работал “на дядю”, но всё-таки иногда приходилось это делать, потому-что я считаю, что нельзя строить бизнес, не пройдя в этом направлении путь от простого рабочего.

Так вот заметил я две вещи:

1. Задроченность рабочих.

2. Безмерная наглость и самовлюбленность начальства.

И оба этих фактора вытекают один из другого и наоборот. Опять-же это совковый менталитет, о котором я уже говорил и большая беда нашей Родины – 90-е. В те года быдло и ворье пришло к власти, нахапало кто что мог и опустило ту часть советских управленцев, которые хоть и задрочили простого человека, но хотя-бы имели совесть и заботились о нем. Существовала четкая система, в которой “молчать и выполнять” было далеко не самым плохим вариантом.

Работай хорошо и молча, выполняй приказы и у тебя всё будет. И квартира и машина и дача, и повышение по службе. (это я про 70-е и 80-е). А потом всё рухнуло и вчерашние управленцы, для которых спереть пару долек рафинада с заводской столовой, было делом неприемлемым, сменились теми, кто был рад спереть саму столовую вместе с заводом и сдать в металлолом, а людей выкинуть на улицу без копейки. Так вот когда эти жулики нагулялись, накутились и сообразили, что надо круто делать бизнес, так как воровать уже нечего, они позвали тех самых брошенных и униженных мужиков на работу в свои шаражкины конторы, но поленились выучиться на управленцев, купив липовые дипломы. В итоге мы и получили раздолбайский сервис, отвратительную продукцию и нищенствующий рабочий класс.

Благо, что в наше время, с появлением интернета, международных экономических отношений и развитием всяческих бизнес-тренингов, на смену гопникам в малиновых пиджаках, пришли креативные и дальновидные управленцы, а следовательно и химических добавок категории “Е” в продуктах питания стало гораздо больше, как и раковых больных. Ну это все лирика. На самом деле колхоз и разгильдяйство никуда не исчезло, а просто спряталось за красивые обертки, но благо, что хотя-бы появился выбор и именно о нем я хочу напомнить, затея эту длинную демагогию.

Самый главный фактор вашего личностного успеха, это золотое правило жизни:

Никогда не терпите унижения!

Чтобы не произошло, не дайте себя унизить. Никому. Начальство не слышит ваши жалобы, не учитывает пожелания, орёт и недоплачивает – сразу посылайте такого директора прямо в лицо и уходите. Ничего не бойтесь. Пока вы не освободите место в своей жизни, для достойного труда, эта вакансия никогда не появится. Рискуйте, пусть даже придется посидеть на хлебе с водой, несколько дней или недель. Это явно лучше, чем быть мудаком несколько лет, пока не состаришься и не пойдешь на пенсию. Только тем, кто уважает себя (а это значит что он не унижается, но и своё дело делает с удовольствием и качественно) в этом мире открываются перспективы развития и комфортной жизни.

Если вам не нравится ваш деловой партнер, следует так-же полюбовно разойтись, а не терпеть его лишь потому, что вы давние друзья, вместе учились или пьёте коньяк по выходным и ваши жены лучшие подруги. Более того, лучше сохранить друзей, чем потерять их из-за взаимного непонимания на работе. Не стесняйтесь садится за стол переговоров и всегда помните, что только в конструктивном диалоге рождаются правильные решения. Смогли договориться и продолжить развивать общее дело – замечательно. Нет – разойдитесь и не потеряйте своё лицо и своих друзей. Но не создавайте заговоров, не подставляйте и не кидайте тех, кто рядом с вами.

Будьте всегда честны и открыты, строги но справедливы. Уважайте друг друга и самих себя, грамотно и спокойно занимайтесь планированием и упорядочиванием, учитывайте интересы всех задействованных субъектов и всё у вас получиться!

На этом пожалуй закончу. Всем удачи в делах и боги в помощь!

~ Темногор, 2019 г. ~

Как управлять организацией