Караконджул — святочный демон

Караконджул

В данной статье рассказывается про демона являющегося в основном в период христианских святок.

Караконджул — святочный демон, связанный с водной стихией, поверья о котором распространены у сербов, македонцев и болгар, находившихся в контакте с турками и греками. Термин заимствован из греческого языка через турецкое посредство и означает «красивый кентавр».

Караконджул появляется ночью в облике получеловека-полуконя (иногда с крыльями) черного цвета или чудовища на белом коне, курицы, собаки, кошки, овцы, верблюда и других животных, а также мужчины или женщины с различными аномалиями (с железными зубами и рогами, с длинными ногтями). Караконджул иногда описывается и как невидимая злая сила — ветер или голос. Верят, что они живут семьями и имеют детей.

В происхождении отмечается временная привязанность к святкам: Караконджул – это души свиней, заколотых к Рождеству; дети, рожденные или зачатые в период от Рождества до Крещения (их называют караконджулче). Умершие во время святок (особенно дети) также превращаются в этих существ. Караконджул нередко уподобляется вампиру: «Это покойник, через тело которого до погребения перепрыгнула кошка или перелетела птица». По другим поверьям, Караконджолум становятся по наследству живые люди.

Места обитания Караконджула – подводное или подземное царство, заброшенные мельницы, кладбище, глухой лес, ущелья и овраги указывают на хтонический характер этого демона. Караконджул нападает на людей и ездит на них верхом или заманивает их к водоемам, обрывам и урочищам и душит людей, протыкает их гребнем для чесания льна (который носит на спине), длинными ногтями царапает женщинам лица, пьет кровь, похищает и съедает детей, разносит болезни и лишает людей рассудка.

В доме, куда он  проникает через дымоход, он мочится на огонь или в незакрытые сосуды с водой. Если моча его попадет на ребенка, тот заболевает неизлечимой болезнью. Так же он заглядывает в окна, пугает детей и указывает на того члена семьи, которому предстоит умереть в следующем году. Караконджул мучает скотину, сплетает хвосты лошадей.

Собравшись вместе, Караконджулы устраивают веселые застолья, празднуют свадьбы, водят хороводы. Караконджул может разговаривать (угрожать расправой или спрашивать  когда Крещение), подделывать голос и звать человека по имени. Когда он недоволен чем-либо, то пищит в дымоходе, стучит в двери дома и по крыше.

Уберечься от него можно, соблюдая святочные запреты. Как стемнеет, стараются не выходить из дома и не выполнять домашнюю работу (прясть, стирать, белить и др.). От Рождества до Крещения носят с собой в кармане чеснок (детям зашивают его в одежду), за поясом — шерсть, гребень, узелок с хлебом и солью. В святки от Караконджула тщательно охраняют дом: затыкают дымоход, запирают двери, на крышу бросают ветки аспарагуса или ели. Опрыскивают комнаты освященной в Игнатов день водой, мажут кресты дегтем на воротах, в очаг бросают лошадиный череп, старую одежду, серу.

Чтобы отвлечь Караконджула, ему дают «задания» : шерсть для чесания или головку подсолнуха для подсчета семечек. В кануны святочных праздников для Караконджула оставляют стол с угощениями.

Повсеместно практикуются особые действия, чтобы родившийся или зачатый в святки ребенок не превратился в Караконджула, такому младенцу изготавливают обыденную рубашку, опускают его в прорубь, при купании в воду кладут полынь и грязную рубашку-сосульку.

Караконджул – частый персонаж фольклорной прозы; во многом он идентичен черту и другой нечисти. Широко распространены былички о нём, которые рассказываются преимущественно на святки.

~Автор: А.В. Гура~