Карасова гора – по следам жуткой легенды

Карасова гора

Если верить Интернет-источникам и некоторым далеким от серьезных научных исследований книгам, на севере России, на окраине затерянного в лесах Архангельской области городка Няндома находится едва ли не самое страшное не только в нашей стране, но и во всем мире место-Карасова гора с одноименным озером у подножия. Соответствует ли это действительности? Давайте попробуем разобраться, сопоставив легенды, вымысел и факты.

Что найдут забившие в поисковик фразу «Карасова гора» Интернет-пользователи? Да с первых же строчек интересно и страшно, аж жуть! Гора эта, в отличии от других, поросших северной растительностью, «возвышается пугающим голым холмом». К тому же она периодически…движется, шевелится, словно неведомый исполин держит ее и слегка покачивает на своих плечах. А  еще Карасова гора…тает непонятным образом, так как часть ее грунта по непонятным причинам принимает вид песка, который рассыпается и разносится ветром. Также говорят, что Карасово озеро, над которым возвышается гора, является гиблым : в нем двойное дно, которое может проваливаться, и вода засасывает купальщиков.

А самое главное-несмотря на уверения авторов статей, что Карасова гора упоминается во всех справочниках паранормальных явлений, активно изучается учеными со всего мира, посещается тысячами туристов, по тем же Интернет-источникам, не существует ни одного фотографического снимка горы! «Почему, несмотря на ее эзотерическую славу, ни у кого из многочисленных обладателей фотоаппаратов не поднялась рука даже на простой любительский снимок?-вопрошают авторы,- Чем можно объяснить это странное стечение обстоятельств? Что за место силы такое, которое гонит от себя людей?» Единственным «доступным достоверным изображением» Карасовой горы называют скромный скриншот карты.

Должного объяснения с научной точки зрения всему этому, ясное дело, не существует Однако ссылаются на бытующую якобы у местных жителей легенду о том, что гора находится на плечах у злобного мифического существа, давнего врага этой местности. Шевелиться гора начинает, когда чудовище пытается выбраться из-под земли, что повлечет за собой что-то страшное.

Называют в Интернет-источниках и личность скрытого под горой монстра. Это ужасный Скипер-зверь, противник Бога Перуна, поверженный в сражении и помещенный в дубовый гроб, обшитый железными обручами, в глубокой яме. Стрибог, Владыка Ветров призвал Своих сыновей, которые нанесли в это место земли и песка, завалив ими яму и насыпав высокую гору. Каждые триста лет и три года Скипер просыпается, чтобы вспомнить о своих злодеяниях, и трясет насыпь над собой, стремясь вырваться на волю. Внешность Скипера неизвестна, приходит на ум что-то вроде голливудского Царя скорпионов.

«Легенда достаточно древняя,-утверждают Интернет-источники. Однако позволю себе с этим не согласиться. Начнем с того, что Скипер не упоминается НИ В ОДНОМ серьезном этнографическом или фольклорном источнике. Ученым он неведом. Так что легенда о нем, напротив, молода, никак не старше пресловутых «Славяно-арийских вед» и примерно такая же по достоверности. Скипер появляется в двух источниках. Сперва-в творчестве писателя Александра Асова, автора многих околоязыческих книг. Правда, в «Песнях птицы Гамаюн», в «Звездной книге Коляды» Асов, большой любитель Кавказа, где он увлеченно разыскивал Русколань, «заваливает» злобного зверя Кавказскими горами. Затем Скипер выныривает в «написанных по древним славянским мифам» книгах издательства с честным названием «Северная сказка». Там авторы в соответствии с географической привязкой, «запихивают» Скипера как раз под Карасову гору. Для того, чтобы подогнать под нужную терминологию да еще, наверное, чтобы окутать образ Скипера вящим ужасом, к его имени почему-то приставили тюркское(!) слово «кара»-«черный». Согласитесь, «Черный Скипер-зверь» звучит не так круто, как «Кара-Скипер-зверь», да и «Карасова» куда легче сделать производным от «Караскиперова».

Очевидно, и Асов, и «северные сказочники» зацепились за малоизвестную, но реально существующую былину «Рождение богатыря». Правда, никакого «Царя скорпионов» и там нет, а в роли «владыки звериного» выступает зверь Скимен, личность и вправду пугающая. Былина эта невелика, и есть смысл для ясности привести ее полностью :

Как из далеча, далеча, из чиста поля,
Из того было раздольица  из широкого
Что не грозная бы туча накатилася,
Что не буйные бы ветры подымалися,-
Выбегало там стадечко змеиное,
Не змеиное бы стадечко-звериное.
Наперед-то выбегает лютый Скимен-зверь.
Как на Скимене-то шерсточка буланая,
Не буланая-то шерсточка-булатная,
Не булатна на нем шерсточка-серебряна,
Не серебряная шерсточка-золотая,
Как на каждой на шерстинке по жемчужинке,
Наперед-то его шерсточка спрокинулась.
У того у Скимена рыло как востро копье,
У того у Скимена уши-калены стрелы,
А глаза у Скимена как ясны звезды.
Прибегает лютый Скимен ко Днепру-реке.
Становился он, собака, на задние лапы,
Зашипел он, лютый Скимен, по-змеиному,
Засвистал он, вор-собака, по-соловьему,
Заревел он, вор-собака, по-звериному.
От того было от шипу от змеиного
Зелена трава в чистом поле повянула,
От того было от свисту от соловьева
Темны лесы ко сырой земле клонилися,
От того было от рева от звериного
Бысторй Днепр-река сколыбалася,
С крутым берегом река Днепр поровнялася,
Желты мелкие песочки осыпалися,
Со песком вода возмутилася,
В зеленых лугах разливалася,
С крутых гор камни повалилися,
Крупны каменья по дну катятся,
Мелки каменья поверху несет.
Заслышал Скимен-зверь невзгодушку :
Уж как на небе родился светел месяц,
На земле-то народился могуч богатырь.
Продолжение сюжета, как видим, нетрудно додумать. Раз рождение богатыря(которого поторопились отождествить с Перуном), вызвало такое смятение и ярость Скимена-зверя, власть которого близится к закату, значит, имел впоследствии место и эпизод победы героя над чудовищем. О внешнем облике Скимена по былине сделать выводы непросто. Однако есть сведения, что на Руси «скименом» порой называли льва.

 

Вполне возможно, что на создание образа Скимена-зверя могло наложить отпечаток воспоминание о чудовищных пещерных львах. Так и видится перед глазами яростно ревущий владыка зверей, смотрящий на огни поселка первобытных охотников, где только что родился будущий великий вождь… Но это уже лирика. Естественно, никаких данных о погребении этого прообраза сказочного Скипера под Карасовой горой не существует.

По-разному описывают в источниках и реакцию местных жителей на упоминание о горе. Некая «жительница Няндомы» рассказывает : «В детстве нам мама запрещала бегать к Карасовой горе, говорила, что места там темные, гиблые, но толком ничего не объясняла. Мы бегали туда тайком, но, помню, долго не задерживались-посмотрим и бегом назад, как будто караулит там кто-то страшный». Совсем другие эмоции описывает Г. Бессонова из той же Няндомы, которая любила гулять на Карасовой горе со своим маленьким сыном, отдыхать в солнечный день на ее склоне, чувствую необыкновенный душевный покой и радость. Две крайности, как говорится…

И самое главное-фотография Карасовой горы в Интернете ЕСТЬ. Глядя на нее, понимаешь, что скудность фотоматериала здесь связана, скорее всего, не с ужасной аномалией, препятствующей делать снимки, а просто с тем, что фотографировать здесь особо и нечего. Да и места здесь совсем не дикие, от горы до города Няндома не более километра. Отголоски легенды о «шевелении» горы могут быть памятью о былой геологической активности в данной местности.

А вот «тает» Карасова гора и в самом деле, но не по непонятной причине, а вполне по прозаической. В 90-е годы прошлого века половина горы превратилась в карьер, откуда втихомолку, по-воровски, растаскивают ее на свои частные стройки «новые русские». Удивительно, но ни одно чудовище в процессе этого не вырвалось…

Так что же такое на самом деле Карасова гора-ужасное место силы или «пустышка»? Оставим пока этот вопрос открытым. Гора еще ждет непредвзятых, не обчитавшихся сказками исследователей, способных пролить свет на ее тайны.

~Евгений Вуковой~