Киндяковский камень примирения

Киндяковский камень примирения

Одним из самых известных и почитаемых священных камней Подмосковья по праву считается расположенный недалеко от города Дмитрова Киндяковский камень. Легенд с ним связано, пожалуй, не меньше, чем со знаменитым Синь-камнем.

Прежде всего его почитают одним из осколков камня Алатыря, охраняющих Московию от бед и напастей. Считается, что о нем упоминал немецкий ученый путешественник Адам Олеарий, написавший в своем «Описании путешествия в Московию» следующее : «В далекие времена прибыли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей.

По легенде в основе границ Московии лежат эти девять осколков камня Алатыря. И схоронены они близ девяти городов : Коломна, Серпухов, Дмитров, Тула, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск…Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед.»

Другую версию появления камня приводит великий русский историк В.Н. Татищев в «Истории Российской». Ссылаясь на Иоакимовскую летопись, он пишет, что камень приплыл против течения по реке Кимерше к людям в день летнего солнцестояния и стал почитаться, как священный. Вокруг него стали устраивать ритуалы. Со временем он прославился как исцеляющий и дающий силы.

Киндяковский камень примирения2

Так или иначе, Киндяковский камень нашел себе место в заболоченном лесу у безымянного ручья близ речки Кимерши, неподалеку от деревни Киндяково, давшей ему современное название. Местность, где он лежит, именуется Кимершинским святилищем. Сложно сказать, связан ли он был с Синьковским городищем дьяковской культуры, которое находится в пределах дня пешего пути от камня, но это вполне вероятно, тем более, что и в куда более поздние времена до второй половины 19 века традиция почитания камня сохранялась в окрестных селах за 20 и более километров от него- Турбичеве, Глухове, Кульпине, Синькове, Пешкове.

Кимершинское святилище находится в месте слияния трех вод, а лес, где оно расположено, по всей определенности являлся почитаемым еще в языческие времена. Возможно, прежде он назывался Богов лес, поскольку с распространением христианства стал называться Шутов лес : Родных Богов и духов христиане отождествили с нечистой силой-«шутами». Место это считается для путников опасным-леший может так закрутить-заблудить, что не найдешь обратной дороги.(А все потому, что к лесу и лешему сейчас позабыли относиться с уважением.)

Исследователи, изучавшие этот небольшой, 0,6 на 1,3 метра, мегалит из серого кварцита, нашли больше загадок, чем отгадок. Ставится под сомнение его ледниковое происхождение. В то же время Киндяковский камень слишком велик для метеорита : при ударе такой глыбы о землю образовалась бы огромная воронка, которой не наблюдается.

Как ни удивительно, больше верится, что камень…действительно приплыл! Хотя бы потому, что он многие века лежит на поверхности в болоте, где человеку без подстеленных досок нельзя даже ступить, чтобы не провалиться как минимум по щиколотку, а то и глубже! Как Киндяковский камень не тонет-ученые ответить не могут. На камне нашли три абсолютно параллельные друг другу выпуклые полосы на равном расстоянии друг от друга. Кто и когда сделал их-непонятно. Также ученые спорят, кому посвящалось Кимершинское святилище- Велесу или Макоши.

А еще Киндяковский камень движется! Некий ушлый мужичок решил приспособить волшебный валун для строительства своего дома. Под вечер камень притащили в село Турбичево. А наутро он исчез и вновь оказался на своем месте. Попробовали еще раз-повторилось то же самое. Более испытывать судьбу и гневить древних Богов никто не решился. К тому же за подобное можно было схлопотать и вполне реальную взбучку от односельчан, почитавших камень за целительную силу.

Исследователь Ю.М. Золотов пишет о Киндяковском камне следующее : «Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего-от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Набирали из ручья ковшиком воду и «скатывали», т.е. обливали Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, обмывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье.

Народная молва утверждала : «если ребенку суждено жить, то сразу после омовения он пойдет на поправку, а коль суждено умереть-быстро зачахнет». Однако не многие согласны с этим утверждением и приписывают эти слова людям, которые просто не хотят, чтобы к Камню ходили. Впрочем, в последнее время известность Киндяковского камня вновь растет. Даже издалека сюда приезжают люди, чтобы провести обряд исцеления или попросить об исполнении желания. Камень при этом не только поливают водой, но и даже брызгают на него водкой(шаманский ритуал угощения духов)

Умываются водой, которая стекала по камню, вытираются тряпочкой, а саму тряпочку вешают на ветки близ камня. Как тряпочка высохнет, так болезнь уйдет, а желание сбудется. Но есть и еще версия : нужно смочит стекающей с камня водой лоскут или какую-то часть одежды и оставить у камня. По мере того, как будет истлевать лоскут, будут пропадать и болезни. В настоящее время все ветки деревьев и кустов и даже трава вокруг увязаны разноцветными ленточками и предметами одежды. В окрестностях можно увидеть как иконки, так и деревянных чуров.

Киндяковский камень примирения3

Однако у Киндяковского камня есть и еще одно чудодейственное свойство-сила примирения. В.Н. Татищев писал, что здесь проходили мирные переговоры князей, даже когда еще самого города Дмитрова, как такового, не было. И позднее, из известных 18 крупных мирных переговоров князей 11 состоялись в Дмитрове-и были успешны, в отличии от тех, что заключались в других местах. Несговорчивых камень буквально принуждал к миру.

Так, в начале 12 века две княжеские дружины выступили друг другу навстречу, чтобы сойтись в бою у Яхромы. Но…просто не встретились, заплутав в местных лесах. Войны поэтому не получилось, и князья заключили мир. А в 1282 году в междоусобной битве за Переславль сыновья Александра Невского Дмитрий и Андрей, делившие власть, приближались с двух сторон к Дмитрову, готовясь в ходе сражения сравнять его с землей. Но до города враждующие князья…не дошли! Остановились в пяти верстах и, заключив перемирие, разошлись.

Уже упомянутый Адам Олеарий также пишет о том, что великий князь Московский Иван Третий водил свое войско к камню, что лежит у Дмитрова в Шутовом лесу перед походом навстречу армии большеордынского хана Ахмата. Затем было знаменитое стояние на реке Угре, где русские и ордынцы встретились, постояли друг напротив друга и разошлись. Велика оказалась сила Киндяковского осколка Алатыря! Говорят, что наиболее всего возрастает она на Купалу.

В окрестностях Шутова леса-одни из самых красивых мест Подмосковья. Пейзаж создан здесь отрогами Клинско-Дмитровской гряды холмов. Добраться до Киндяковского камня можно следующим образом. На автомобиле по Рогачевскому шоссе (Р-113, съезд с Дмитровского шоссе после пересечения Клязьминского водохранилища), повернуть с него на Турбичево. Проехать мимо поворота на Киндяково, и в прямой видимости будет знак «Пересечение с второстепенной дорогой». Непосредственно перед ним направо идет тропинка через поляну в лесную чащу. По мостику через речку Кимершу, далее по тропинке вдоль ручья.

~Автор: Евгений Вуковой~