КОЛОГОД

Кологод

Основные празднования и обряды Кологода
принятые в Братстве “Круг Ящера”

Двадцать важнейших Святодней Кологода суть:

1. *КОЛЯДА (25 стуженя/декабря);
2. Водокрес (6 сеченя/января);
3. Громница (2 лютеня/февраля);
4. Велесов день (11 лютеня/февраля);
5. Сороки — Заклички весны (9 березозола/марта).
6. *МАСЛЕНИЦА-КОМОЕДИЦА (25 березозола/марта);
7. Ярило Вешний (23 цветеня/апреля);
8. Вешние Деды (с 1 по 7 травеня/мая);
9. Вешнее Макошье ( 9 травеня/мая);
10. Ярило Мокрый (3 кресеня/июня).
11. *КУПАЛА (24 кресеня/июня);
12. Летнее Сварожье (29 кресеня/июня);
13. Перунов день (20 липеня/июля);
14. Спожинки (15серпеня/августа);
15. День Рода и Рожаниц (8 вересеня/сентября).
16 *ТАУСЕНЬ-РОДОГОЩ (24 вересеня/сентября);
17. Осенние Деды (с 21 по 27 листопада/октября);
18. Осеннее Макошье (28 листопада/октября);
19. Осеннее Сварожье (с 1 по 7 груденя/ноября);
20. Марин день (21 груденя/ноября).

*Звёздочкой помечены четыре важнейших Солнечных Святодня Кологода.


30 апреля на 1 мая

Велесова (Живина, Духова) ночь — мистическая ночь с 30 апреля на 1 мая.

Старики сказывали, что в эту ночь передает Чернобог Коло года Белобогу, окончательно закрепляя этим действом начало властвования светлых Богов на земле.
Врата Нави в эту ночь до самого рассвета широко распахнуты в Явь, и наши два мира соприкасаются как никогда тесно.

Духи предков посещают в это время своих внуков-правнуков, и потомки обязательно их поминают,совершают поминальные обряды, славят предков, а так же Велеса – хранителя навных дорог и Мару – хозяйку Навьего царства.

Кто-то готовит поминальные именные хлебцы для крады, чтобы почтить-порадовать любимых предков каждого в отдельности, а кто-то просто красит яйца для тризны в красный и синий цвет- красное яйцо олицетворяет собой мир Яви, а синее – мир Нави, и разбивая яйца в эту ночь мы символически разбиваем границы между мирами, помогаем им быть открытыми, чтобы наши предки смогли беспрепятственно почтить нас своим присутствием в Духову ночь…

Так же в эту ночь радеют, гадают, спрашивают у ушедших в Навь совета или просят помощи или защиты. Освящают обереги, мертвую и живую воду.


с 1 по-7 мая

ВЕШНИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) —череда Святодней, предшествующих дню Земли, седмица поминовения предков (с 1 по 7 травеня/мая), когда души умерших предков – навии- посещают живых.

…христиане отмечали в эти дни Пасху, коей предшествовала так называемая Страстная неделя. Неделя, следующая за Пасхой, называлась Фоминой неделей — временем поминовения усопших. Основным днём Фоминой недели почитался вторник, именуемый в народе РАДУНИЦЕЙ (РОДОНИЦЕЙ), когда родственники умерших отправлялись на кладбище, где поп служил панихиду, после окончания которой на могиле устраивалось угощение, во время коего усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу с живыми.

Самым опасным днём Фоминой недели считался четверг, именуемый в народе НАВЬИМ ДНЁМ, ибо считалось, что в этот день души умерших приходят в свои дома.

Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета. Самым радостным днём Фоминой недели считалось воскресенье, именуемое в народе КРАСНОЙ ГОРКОЙ, когда на возвышенных местах устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры.

Тако же в этот день по обычаю происходили смотрины будущих невест.


9 мая

ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ, ИЛИ ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ (ДЕНЬ ЗЕМЛИ) — Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница».

Считается, что в этот день Земля «отдыхает»,поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь — Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.

..христиане отмечали 9 мая НиколуВешнего (Николу Тёплого). В народе говорили: «Нет за мужика поборника —супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает, а Николай— коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».


13 мая

ЖИВИН ДЕНЬ — Святодень, посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны.

…христиане отмечали 13 мая Лукерью Комарницу,ибо, по приметам, с этого дня вместе с тёплым ветром появляются комары. В народе примечали: «Много комаров — быть хорошему овсу, комара нет — овса и трав не будет». Согласно народным верованиям, комары перед осенью уносятся ветрами «на тёплые моря», а весною опять приносятся на Русь.


3 июня

ЯРИЛО МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВДЕНЬ) — праздник начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог.

Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших Свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.

…христиане отмечали о сию пору Троицу и Духов день (Пятидесятницу). О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от проказ, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» — то есть неестественной смертью).

В ночь на Троицу девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба —из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух — будет на дворе, как на печке».Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады».
Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.


22-24 июня

КУПАЛА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солнцевороту.

Праздник величия и победы Солнца, праздник Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета всех животворящих сил Матушки Природы.

Говаривали в народе:
«На Купалу — Солнце на зиму, а лето на жару»,
«Кто не выйдет на Купальню — тот будет пень-колода, а кто выйдет на Купальню —тот будет бел-берёза»,
«Где Ярило купался, там берег колыхался; где Мара купалась, там трава расстилалась».

…христиане отмечали 22 июня день Иоанна Крестителя («при двоеверии-Ивана Купалы»). Издревле в ночь на Купалу на берегах водоёмов разжигали священные костры, через которые прыгали, “очищаясь” в купальном пламени, парами, парни и девушки.

Парни пускали с горы огненное колесо- символ катящегося Солнца, которое в эту ночь делало поворот к зиме.

Девицы пускали по реке венки с зажжеными от купальца свечками:- делились кусочками чистого пламени с душами предков в Нави, куда должна была их донести река-матушка. Собирали волшебные травы и коренья, которые имели в эту ночь особую силу. Искали волшебный папоротниковый Жар-цвет, возжигали костер-купалец, и до рассвета водили хороводы, встречая солнце, а поутру купались в целебной росе…

Накануне Купалы отмечали день Аграфены Купальницы, или Аграфену — Лютые Коренья (21 кресеня/июня). считали, что некоторые волховские растения, а особенно коренья, обретают о сию пору лютую (то есть злую) силу.


29 июня

СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) , а так же день Богини Лады—чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары.

…христиане отмечали 29 июня Петров день (день Петра и Павла). В народе говорили: «Пётр и Павел жару прибавил», «Пётр и Павел день убавил», «К Петрову дню вода в реке умеженится (спадёт)», «На Петров день Солнышко играет». Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных, или Сварожьих(Петровских), качелях: «Петровские качели — на Летопроводца обрученье», поэтому Летнее Сварожье почитается тако же днём Лады.


5 июля

ИМЕНИНЫ МЕСЯЦА — праздник, посвящённый чествованию ясного Месяца и его Вышних Покровителей — Велеса Рогатого и Мары Луноликой.

В эту ночь выходят смотреть на «играние» Месяца. Если Месяц при восходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит.

Считалось, что Месяц справляет в этот день свои именины. «Играние» Месяца — примета счастливая: «На Афанасия Месяц на восходе играет — к урожаю».

…христиане отмечали 5 июля день Афанасия Афонского. В народе говорили: «Афанасьев день — Месяцев праздник».


19 июля

ЛЕТНЕЕ МАКОШЬЕ (ЛЕТНИЕ МОКРИДЫ) — Святодень Макоши-Мокрины.

…христиане отмечали 19 липеня/июля Макринин (Мокринин) день. В народе примечали: «Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокридасуха — и осень суха», «Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная», «Вёдро на Мокриду — осень сухая», «Коли на Мокриду дождь — вся осень будет дождливая, ине будет орехов — все повымокнут». День Летних Мокрид считался важным и для будущего года: «Коли на Мокриды дождь, наследующий год уродится рожь».


20 июля

ПЕРУНОВ ДЕНЬ — великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а так же всех честных радарей-пахарей. По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры» (сглазы и порчи) и многие болезни.

Готовились к Перунову дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев.
Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую.

…христиане отмечали 20 июля Ильин день (Илью Пророка). В народе говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру», «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень», «До Ильи поп дождя не умолит, после — и баба фартуком нагонит», «До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня — из закрома», «Илья словом дождь держит и низводит», «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет», «С Ильина дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Ильина дня в поле сива коня не увидать — ночи тёмные». «Илья Пророк — кось бесрок», — то есть заканчивается сенокос и начинается жатва,«Илья Пророк в воду льдинку уволок», — по поверьям, умчащегося по поднебесью Перунова коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела.

Перунов (Ильин) день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Тако же на Ильин день перегоняли пчёл, подчищали ульи,подрезали первые соты, отсюда присловица: «Богат, как Ильинский сот». Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали вовремя молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим — во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.

Вскоре после Ильина дня отмечали: 24 липеня/июля — Борис и Глеб летние («На Бориса и Глеба — пали копны: гроза жжёт копны у тех, кто работает во сей день»); 27 липеня/июля — Пантелеймон Целитель, прозванный в народе Палием («Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб», «Палий — пали копны: Палий спалит двор у того, кто возит вэтот день копны на гумно»); 30 липеня/июля — Силин день («Святой Сила прибавит мужику силы», «На Силу и бессильный богатырём живёт», «На Силу не взять ведьме над скотиной силу»).


1 августа

МЕДОВЫЙ СПАС — первый из трёх Спасов, праздников Урожая. О сию пору, по народным приметам, пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов, и пчельники начинают выломку сотов.

…христиане отмечали Медовый Спас 1 августа. В народе говорили: «Спасовка-лакомка», «На первый Спас и нищий медку попробует», «Первый Спас — проводы лета», «От первого от Спаса накопит и мужик запаса», «Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный,третий — Спожинки», «Первый Спас — первый сев (озимых)», «С первого Спаса —холодные росы», «Ласточки отлетают в три Спаса», «Ласточка весну начинает,осень накликает», «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье».


6 августа

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС — второй из трёх Спасов, праздников Урожая. В этот день на Капищах происходит торжественное благословение принесённых плодов, после чего их разрешается употреблять в пищу.

…христиане отмечали 6 августа праздник Преображения Господня. В народе говорили: «Со Спаса-Преображения погода преображается», «Второй Спас —встреча осени, первые Осенины», «Второй Спас — держи рукавицы про запас», «Пришёл второй Спас — всему час: плоды зреют», «На яблочный Спас и нищий яблочко съест», «У Спаса не без припаса», «Каков день во второй Спас, таков и Покров (1 октября)».

8 августа

ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) — буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.

…христиане отмечали 8 августа день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут»,«Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».

Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) — «На Михея дуют ветры тиховеи— к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей — к ненастному сентябрю».


с 15 по 28 августа

ЛАДИНО ПОЛЕТЬЕ — (бабье лето), череда Святодней, посвящённых Богине Ладе, одни из последних тёплых дней лета, отмечаемые с 15 по 28 августа.


15 августа

СПОЖИНКИ — праздник окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши – Матери Урожая и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу.

…христиане отмечали 15 августа Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки». Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку — на пест, на колотило, на кривое веретено!» — возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу.


16 августа

ХЛЕБНЫЙ СПАС (ОРЕХОВЫЙ, ВОДЯНОЙ) СПАС —третий, последний Спас, праздник Урожая, Святодень Великой Матери Макоши.

О сию пору обходят колодцы, принося требы Государыне Воде, женщины кланяются Великой Матери холстами и пряжей.

…христиане отмечали 16 августа третий Спас, прозываемый в деревнях Хлебным, Ореховым,Спасом на воде и Спасом на холсте). В народе говорили: «Третий Спас —хлеба припас», «Хорош третий Спас — зимой будет квас». О сию пору примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей: «Кто когда хочет, а журавль к третьему Спасу отлетает», «Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на Покров (1 октября) будет мороз, а нет — зима позже».
18 августа

Конский праздник, один из Велесовых дней Кологода.


22 августа

ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО — чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб.

…христиане отмечали 22 августа день Агафона Огуменника. По поверьям, в ночь под Агафона Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины. В народе говорили: «На Агафона Леший из лесу в поле выходит». В некоторых губерниях для предупреждения потехи Лешего крестьяне всю ночь сторожили гумна с кочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку, дабы оберечься от творимого Лешим озорства.


с 1-по 7 сентября.

МАКОШИНО ПОЛЕТЬЕ — «старое бабье лето», череда Святодней, посвящённых Богине Макоше-Прародительнице, последние тёплые дни лета, отмечаемые с 1 по 7 сентября.

…христиане отмечали 1 сентября день Симеона Летопроводца. В народе о сём говорили: «Семён лето провожает, бабье лето начинает».


8 сентября

ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ — праздник всего рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия.

Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и роду небесному (предкам), а так же прославляют род земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду-Всеотцу и Родным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам!»

…христиане отмечали 8 сентября Рождество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую хорошая —то и осень будет хорошая».


14 сентября

ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ — осенний Змеиный праздник; один из Святодней Кологода, посвящённых Велесу. Свадьба Велеса и Мары.

По народным поверьям, в этот день змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают полесам, а потом «проваливаются сквозь землю», где спят до будущей весны.
О сию же пору в деревнях совершался обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины.

Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманных насекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в «гробиках» к ветке дерева, повторяя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников.

…христиане отмечали 14 сентября Воздвиженье Креста. В народе говорили: «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «На Воздвиженье птица в отлёт двинулась», «Двинулись над Русью птиц вереницы», «На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся — уходят под землю», «Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под землю перед зимней спячкой», «На Воздвиженье ни змей, ни гад по земле сырой не движется», «На Воздвиженье медведь в берлогу уходит».


20 сентября

ЛИСТОБОЙ (СТРИБОГ ОСЕННИЙ)— холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями.

В народе ещё этот день отмечали как праздник мельников и водяных мельниц. Так же Листобой почитался днём проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны.

…христиане отмечали 20 сентября день Евстафия Листобоя. В народе говорили: «На Астафия примечай ветры: северный— к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры-листобои», «Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет».


22 (24) сентября

ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию.

Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?»

Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» — то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не узрели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой».

Согласно славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны,оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави.

…христиане отмечали 24 сентября Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб («замолотки»), зажигали огонь в овинах (так называемые Именины Овина, во время которых прославлялся Огонь Сварожич). Говорили: «На Заревницу хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок». Примечали: «С Заревницы— зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль — «убегает лошадиным скоком».

Накануне Фёклы Заревницы в деревнях праздновали Печные Именины.
Большуха (старшая женищина в семье) кланялась печи и Печной Хозяйке, рекла слова: «Печенька-матушка,ты, Печная Хозяюшка! Пособи мне, внучке Даждьбожьей [имярек], с бабьей долей поровни! Уголь, золу и печинку на поде сохрани!»


1 октября

ПЕРВОЕ, ИЛИ МАЛОЕ, ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ (ПОКРОВ) — Сварог кроет Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле —конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень«переламывается» на зиму.

…христиане отмечали Покров 1 октября. В народе говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда — зима», «Покров кроет Землю где листком, а где и снежком», «Не удивляйся снегу на Покров». Примечали: «Какова погода на Покров, такова будет и зима», «Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная;если с юга — зима тёплая; если с запада — снежная».

С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли:«Придёт Покров, девке голову покроет», «Если снег Землю покрывает на Покров — счастливое предзнаменование для обручённых». Девушки, которым пришла пора выходить замуж, просили: «Покрой, Сварог, Мать Сыру-Землю снежком, а меня женишком!» С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома — на зимнем корме. Тако же Покров — начало женских работ в избе.

На следующий день после Покрова отмечали день Киприана и Иустины — 2 октября. В этот день обращались к Велесу и Макоши с просьбой защитить от нечистой силы,колдовских чар и злых наваждений. От злого очарования девушки просили Макошь (Устинью), а парни —Велеса (Куприяна).


4 октября

ПРОВОДЫ ЛЕШЕГО — прощание с Лесным Хозяином до будущей весны.

…христиане 4 листопада/октября отмечали Иерофеев (Ерофеев) день. По поверьям, с этого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под землюна Змейник Осенний). Чуя,что выходит их срок, Лешие порой ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.


с 21 по 27 октября

ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) —череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью, седмица поминовения предков,проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ предков в Ирий — до будущей весны.

…христиане субботу перед Дмитрием Солунским (26листопада/октября) называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, в этот день Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. Кузьминскими Дедами называли поминальную субботу перед днём Святых Космы и Дамиана (1 груденя/ноября), а Михайловскими Дедами называлась суббота перед днём Михаила Архангела (8 груденя/ноября).


28 октября

ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ) —Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году.

Так же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а так же предрекают будущее.
Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорицают судьбу.

…христиане отмечали две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой, Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно, происходящих от колдовства):
14 листопада/октября — день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября — день Параскевы Пятницы, или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «льняные смотрины».


с 31 октября на 1 ноября

ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЧЬ — чародейная ночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.


с 1 по 7 ноября

ВТОРОЕ, ИЛИ ВЕЛИКОЕ, ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ (СВАРОЖКИ)— череда Святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей (Сварожья седмица: с 1 по 7 груденя/ноября). Пора окончательного «закрытия» Сварги, и времени, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом.

…христиане отмечали 1 ноября день святых Космы и Дамиана — Кузьму-Демьяна Зимнего (Кузьминки). В народе говорили: «Кузьма и Демьян — проводы осени, встреча зимы, первые морозы», «Кузьминки — курьи именины, девичий праздник», «Батюшка Кузьма-Демьян — куриный бог», «На Кузьму-Демьяна — курицу на стол».

О сию пору обычно устанавливается первый (непрочный) зимний путь: «Кузьма-Демьян с осеннего перепутья путь правит», «Демьянов путь — не путь, а только зимы перепутье». Очень много Кузьминских приговоров связано с началом зимы и первыми морозами: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горном идёт», «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь Святую в ней ледяные цепи куются», «Закуёт Кузьма-Демьян, до весны не расковать», «Кузьма и Демьян с гвоздём», «Кузьма-Демьян — скуй воды», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна»и т.п.

2 груденя/ноября— Акиндин и Пигасий («Акиндин разжигает овин, Пигасий Солнце гасит», «Акиндин и Пигасий осматривают житницы»); 6 груденя/ноября— Павел Исповедник и Варлаам Хутынский— Ледоставы («Если на Ледоставов снегопад, зиму надо ждать снежную, хорошую для озимых», «Если лёд на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко— то и хлеба будет гладко», «На Ледоставов встречаются два друга — мороз давьюга»); и 8 груденя/ноября — Михаил Архангел, пора кратковременных Михайловских оттепелей: «Кузьма закуёт, а Михайло раскуёт».

Если же оттепелей не было, говорили: «С Михайлина дня зима стоит,земля мёрзнет», «День Михайла — с полумостом»,«Михайло мосты мостит», «Со дня Михайла Архангела зима морозы куёт».


9 ноября

МАРИН ДЕНЬ — приход Морены-Зимы.

По поверьям,приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября, покрывает землю снегом, усыпляет природу.

…христиане отмечали 9 груденя/ноября Матрёну (Матрону)Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде».Так же отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы»,«Введение пришло — зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права.

За день до Введения отмечали Прокла:
20 груденя/ноября— день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают».Сразу после Введения отмечали Прокопьев день:
22 груденя/ноября— день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт —за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал».


22 декабря

КОРОЧУН — самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Зимнего Солнцеворота или накануне Коляды.

…христиане праздновали 24 стуженя/декабря Сочельник (от славянск. «сочиво» — «кутья»). По поверьям,ночь перед Рождеством (25 стуженя/декабря — Коляда)благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п. В народе о сию пору примечали: «Коли под Рождество небо звездисто— богатый приплод скота и много ягод на будущий год», «Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе», «Ясный день — сильные морозы, к хорошему урожаю», «Коли тропинки черны — урожай на гречу».


22 декабря (24 декабря)

КОЛЯДА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд обновления —возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая»новорождённому Солнцу.

В пору двоеверия христиане отмечали 25 стуженя/декабря (по «старому стилю»)Рождество Христово, причём само празднование начиналось ещё 24 стуженя/декабря — в ночь перед Рождеством. В народе говорили: «На Рождество и Солнце играет», «Зима — заморозы, мужик — за праздники».

Примечали: «Коли в этот день снега глубоки —травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло — весна будет холодная»,«Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо — густо и ягод будет».


с 4 декабря по 5 января

БОЛЬШИЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИ ВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Большие Зимние Святки, двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть Светлых — светлое Полукологода, и другие шесть Тёмных — тёмное Полуколо),начиная с кануна Коляды (сам день Коляды не входит в число Святочных) и до Водокреса: с 24 декабря по 5 января.

Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать тьму (как это было во времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты.

Это пора поминовения предков — Навьих Дедов, колядования,обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок и прочего.

…христиане делили Святки на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Рождества до Васильева вечера (Щедреца, или Щедрого вечера, отмечаемого 31 стуженя/декабря), и Страшные (Ворожные)вечера, продолжавшиеся до Крещения. Святочные вечера (особенно Страшные)считались в народе временем «без креста», ибо, согласно христианским суевериям,в это время года только что родившийся младенец Иисус ещё не был «крещён», а иудейский Бог Саваоф (или Иегова) от радости, что у него родился сын, отомкнул двери Иного мира и выпустил всех бесов «погулять».


6 января

ВОДОКРЕС — Святодень, завершающий Святочные бесчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность.

О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес— Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в нихв этот день, исцелился от всевозможных недугов.

…христиане отмечали 6 января Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением), вспоминая о «крещении» Иисуса в водах реки Иордан в Палестине.


2 февраля

ГРОМНИЦА — встреча зимы с весной на мироколице Яви, когда силы юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов гром.

В народе говорят: «На Громницу зима с весной встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним.

…христиане отмечали 2 февраля Сретенье Господне. Сретенье (Встреча) напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейсяв иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова.


3 февраля

МАЛЫЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС ВОЛЧИЙ СВАТ — Святодень, посвящённый Велесу Волчьему Свату, предваряющий Малые Велесовы, или Волчьи,Святки и Великий Велесов день.

…христиане отмечали 3 февраля день Симеона и Анны, именовавшийся тако же Малым Власием. В народе говорили: «Семён с Анной сбрую починяют, а Власий коней седлает». По народным поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи.


с 4 по 10 февраля

МАЛЫЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИ ВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Малые Зимние Святки, Велесова седмица — с 4 по 10 февраля — череда Святодней между Велесом Малым (3 февраля) и Велесом Великим (11 февраля):
4 лютеня— Велес Студёный,
5 лютеня — Велес Корович (или Велес Коровятник),
6 лютеня —Велес Телятник,
7 лютеня — Велес Лукавый,
8 лютеня — Велес Серповидец,
9 лютеня — Велес Житный Дед,
10 лютеня— Велес Зимобор.

В пору двоеверия христиане отмечали следующие праздники: 4 лютеня — Николу Студёного («На Студёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный— Волчий Сват, маковый закат») — время «звериных свадеб»; 5 лютеня— Агафью Коровятницу («На Агафью Коровья Смерть посёлам ходит») — в деревнях творили обереги на скот; 6 лютеня — Вукола Телятника («На Вукола телятся жуколы»); 7 лютеня — святого Луку («Пришёл Лука — пеки пироги слуком») — луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть; 8 лютеня — Захария Серповидца («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»); 9 лютеня — Никифоров-Панкратов («Пришёл Панкрат— хлебом не богат», «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами», «На Никифора лапти плетут»); 10 лютеня —Прохора («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас— никак, скоро весна у нас»).


11 февраля

ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР— Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему).

О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса — Премудрого Бога, своего Вышнего Покровителя — особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями.

…христиане отмечали 11 февраля день святого Власия— покровителя скота. О сём в народе говорили: «Власьевдень — Коровий праздник», «Власий — сшиби рог сЗимы», «У Власия и борода в масле».Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.
Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара): — 15 февраля.

В этот день «Зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше телились, а поутру бабы «зорнили пряжу» — выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.