Конь-камень и другие святыни Тульской области

Конь-камень

Одной из самых известных достопримечательностей юга Тульской области является знаменитый Конь-камень у села Козье.

Гигантский мегалит весом более 20 тонн и длиной свыше 5 метров в поперечнике, как бы стоит на трех камнях поменьше, что заставляет задуматься об использовании его в древности в качестве священного менгира. Якобы название свое он получил из-за сходства по форме с конской головой, однако на мой взгляд, это сходство весьма сомнительно. Хотя вполне возможно, что в древности языческая святыня, имеющая непростую биографию, более соответствовала своему названию.

По мнению ученых, Конь-камень и окрестные почитаемые мегалиты «прибыли» в Тульскую область не менее 70 млн. лет назад, во время ледникового периода с Кольского полуострова. Первое официальное упоминание о нем относится к 1499 году, когда русский посол А. Голохвастов, следовавший в Кафу, писал в своих заметках: «Клалися в судно на Мече у Каменного коня».

Действительно, Конь-камень лежит на склоне долины реки Красивая Меча, известной тем, что в 1380 году до ее берегов русские полки гнали, избивая, орду Мамая с Куликова поля. Одна из наивных легенд даже приписывает происхождение валунов тому, что в них обратились бегущие в страхе ордынцы. Есть также версия, что это окаменевший Конь какого-то древнего богатыря.

Есть твердая уверенность исследователей, что Конь-камень выкопали и поставили на «ножки» вручную примерно в III тысячелетии до нашей эры. Внимание тех, кто изучал камень, привлекла треугольная канавка на его поверхности, направленная на юго-восток, в точку на горизонте за рекой Красивая Меча. Вполне возможно, Конь-камень выполнял обрядовые астрономические функции отмечая точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния.

Недалеко от этого места сохранился камень с плитой и углублением для чаши, который служил языческим жертвенником где могли приносить в жертву Богам коней (еще одна версия происхождения названия). И на самом Конь-камне видны признаки искусственной обработки – «чаши», «следы». Сверху он практически пополам разделен бороздой глубиной в десяток сантиметров и приблизительно такой же ширины. На западной стороне камня имеется глубокая выемка-кресло.

Однако садиться на камень народная молва советует наоборот, с восточной стороны – тогда это поможет бесплодной женщине зачать ребенка, а мужчине – увеличить свою мужскую силу. Еще одно поверье гласит, что вода, скапливающаяся с восточной стороны камня, имеет целебную силу. Известным ритуалом, который существовал здесь вплоть до ХХ века, было опахивание земли вокруг Конь-камня, чтобы предотвратить падеж домашней  скотины и отвратить от животных различные болезни.

Также, по уверениям местных жителей, Конь-камень уменьшается, как бы съеживается год от года, напоминая Синь-камень, известный своими погружениями в землю. Однако проверка этих данных ученых пока не заинтересовала.

Естественно, и с Конь-камнем, как с Синь-камнем, старались бороться христианские проповедники, справедливо видевшие в языческой святыне угрозу своей монополии на человеческие души. Прибыв сюда святой Арсений Коневский совершил крестный ход вокруг своего «однофамильца» и окропил его святой водой, после чего из камня якобы вылепили «тысячи бесов».

Однако очевидно, что почитание мегалита не прекратилось и потому в росказнях ему уже искусственно пытались придать недобрую славу. Почему-то ополчились на Конь-камень и в годы Великой Отечественной войны, когда на валун пытались воздействовать чем-то покрепче святой воды – а именно, взрывчаткой. После подобного вандализма камень, по рассказам, вроде бы стал вдвое меньше, но формы своей не утратил (как такое может быть – представить трудно).

К счастью, в настоящее время Конь-камень охраняется как историческая ценность и памятник культурного наследия. Зона вокруг него радиусом 50 метров защищена законом, здесь нельзя выгуливать скотину, проводить любые виды хозяйственной деятельности, разжигать костры, бросать мусор, видоизменять памятник и его окружение.

Расположен Конь-камень в Ефремовском районе Тульской области. От трассы М4 Дон нужно двигаться в сторону деревни Благодать и далее по дороге до Козьминска, где уходим налево на проселочную дорогу. Там едем через деревню Солдатское, где проселочная дорога переходит в грунтовку по полю – по ней еже до самого камня. Проехать без проблем можно только в сухую погоду или на полном приводе. Второй путь – по той же дороге, что идет около Солдатской, доехать до села Козье и дальше пешком.

По соседству с Конь-камнем находятся еще две языческие святыни. Если от валуна ехать через село Козье, можно добраться до целой долины мегалитов, называемых Ведьмиными камнями. Внутри села Козье поворачиваем на развилке направо, доезжаем до Красногорского и прямо перед ним уходим налево вдоль домов. Там уж и камни видно. Они больше похожи на маленькие скалы и имеют большое количество впадин, отверстий и полостей как искусственного, так, очевидно, и естественного происхождения.

Неподалеку от Конь-камня есть малоизвестное и почти неизученное языческое святилище, называемое Ишутинским городищем. Отпечаток церковных запретов на древнюю веру славян до сей поры сказывается в том, что туристам местные жители рекомендуют посещать это очень красивое и живописное место, называя его «дурным».

Очевидно, здесь действительно стоял городок со своим капищем, где сохранились странные воронки в земле и место для жертвоприношений. От трассы до него ехать буквально 10 минут. С асфальта нужно повернуть на щебеночную дорогу на Слободское или на грунтовую полевую дорогу, которая будет, не доезжая 500 метров до щебеночной (они потом сходятся). При подъезде к Ишутинскому городищу первый поворот налево приведет вас на холм, второй резко ныряет вниз и ведет к берегу реки. Но спускаться по нему на обычной машине рискованно, поэтому нужно проехать дальше по грунтовке, огибая поле и уходя направо, где после лесопосадки есть еще один спуск, более пологий.

Овеян множеством легенд и еще один камень Тульской области – Цыганский, расположенный в районе деревни Ивановка. Он примечателен тем, что имеет сквозное отверстие, указывающее на точку восхождения Солнца в день летнего солнцестояния. Диаметр входа отверстия около полуметра, выходное же отверстие не больше 15 сантиметров. А сам валун больше метра в высоту и длину и около трех метров шириной.

Говорят, что Цыганский камень обладает мощной женской энергетикой. Нам неведомо, как он назывался в древности. Современное же название Цыганский камень получил за то, что некогда рядом с ним стоял табор, и ушлые цыгане даже использовали древнее обрядовое отверстие как печку.

~Автор: Евгений Вуковой~