Культ Ящера на Руси

Культ Ящера на Руси

На Руси из древне славели бога Ящера. Бог Ящер был известен под многими именами такими как Юша, Яша, Йеша, Яже, Еже, Язе. Цмок – такое название Бога-змея, бога-дракона было у белорусов, поляков, болгар, эстонцев и литовцев.

Ящера считали богом рек, морским царём (о чём свидетельствует сказание о Садко) владыкой ,,нижнего мира” так и хранителя не сметных сокровищ очень многогранен Ящер в своих проявлениях.

Культ бога Ящера был, как показывают археологические находки и многочисленный этнографический материал, довольно распостранён в центральной полосе России, был силен в северо-западных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях.

О чем рассказывают многочисленные изображения Ящера на орнаменте домов и другом прикладном искусстве так же изображения подводного и подземного бога на ритуальных ковшах и братинах, которые в определённый праздник наполнялись напитком и передавались по кругу, действуя в роли инициатора человека к иному миру.

Исторические свидетельства

Видный российский антрополог, этнограф и археолог, академик Д.Н. Анучин (1890) пишет: “Среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогом и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом. Зверь этот… представлялся живущим на земле”.

Б. А Рыбаков так же рассказывает о Ящере в своих работах таких как  ,,Язычество Древней Руси” Записки о Московии 1520-1540гг

Так же есть Новгородская легенда о сыне Словена Волхве (Волхе), превращавшемся в крокодила («коркодела»), известная в летописных записях XVII века.

Немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI веки Факты, приведенные Герберштейном (а в правдивости их историки сегодня не сомневаются), могут повергнуть в изумление любого скептика, ибо рассказывает немецкий ученый об одомашненных русскими людьми звероящерах!

О чём он пишет «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—70 см) и длину и называемых гивоитами.

В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея было плохо накормлено» (С. Герберштейн. Записки о Московитских делах. СПб., 1908, с. 178.).

Приносимые Ящеру требы

Ящера очень почитали рыбаки, мореходы и крестьяне они воздавали ему требы в виде пары монет которые они бросали в воду прося хранителя вод быть милостивым к ним

А.Н. Афанасьев подробно описывает жертвоприношение коня водному хозяину: “Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом надевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь или топят среди реки”.

Люди живущие у рек и промышляющие рыболовством иногда сплетали из сена чучело человека при этом напевая славления, садили его в дырявую лодку и пускали по реке где он в последующем и тонул.