О шаманах и шаманизме

О шаманах и шаманизме

И немного о себе…

Кажется сегодня, на пике моды шаманов, жрецов, волхвов и магов, многие люди стали спекулировать на этих понятиях. И ладно-бы, если кто-нибудь решил что является тем или иным практиком, начал работать и как-то приносить пользу (себе или окружающим – это уже другой вопрос). Но когда такие люди, открывают школы, дают сертификаты и превращают сугубо индивидуальную практику в религию – это уже перебор! Любая религия – это бизнес и техника управления людьми. Это известно всем адекватным людям. Тогда давайте разберемся с понятием “шаман”. Вспомним что-это и откуда это.

Почему я решил написать про это?

А потому что живу на Алтае и вижу, во что превратился местный шаманизм (тенгри) и во что превратился шаманизм в Тыве, например, где любой желающий, приезжий человек, может за определенную плату пройти месячный курс у “потомственного шамана” и получить удостоверение шамана.

И это не просто единичные случаи, а целая индустрия, подконтрольная государственным служащим. Огромный бизнес, так сказать. Я конечно понимаю, что бедные тувинцы пытаются хоть как-то заработать на москвичах и особенно новосибирцах, где сегодня уже каждый третий шаманом стал, но все-таки, есть ведь какая-то ответственность перед духами или уже и на них всем стало наплевать?

Ну да ладно, об этике судить вам. Я-же просто хочу напомнить, кто такой шаман на самом деле. И что изначально было вложено в это понятие.

1.Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь.

2.Шаман может изучать природу, духов и весь мир, опираясь на личный опыт, и составлять свои теории мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.

3.Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьба с внутренними духами, борьба с духами, заразившими человека (болезнь для шамана – это тоже дух, который нужно победить, чтобы избавить человека от недуга). Практика у каждого шамана индивидуальная и методы свои собственные.

4. Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя или наоборот солнечной погоды, договора с духами-защитниками, раскрытием новых способностей, поиском души человека и многого другого.

5.Шаманы были абсолютно во всех этнических группах, во всех странах и ранних культурах. Но потом шаманизм трансформировался в более устойчивые формы религиозных взглядов и ценностей. Как например Даосизм, Тенгри и прочие.


Теперь поглядим что говорит нам Википедия:

“Шаман – происхождение слова. Термин распространён во многих языках мира. По одной версии слово шаман происходит от санскритского шраман (श्रमण śramaṇa) — странствующий отшельник, духовный подвижник-аскет во времена Древней Индии. Вместе с буддизмом этот термин распространился по Азии и через эвенкийский язык проник в русский и западные языки[1][2]. По другой версии слово имеет исконное тунгуссо-маньчжурское происхождение и происходит от корня «са» — знать, в частности в эвенкийском «садэми» — знать, «савун» — знания, «саман» — человек, любящий знания («-ман» — суффикс привязанности, для сравнения «асиман» — любитель женщин)[3]. Шаманом назывался человек, являвшийся посредником и избранником духов, обладавший способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана:

у саха (якутов) — ойуун;
у эвенков, нанайцев и маньчжуров — саман, шаман;
у ненцев — тадебей;
у бурят — бэшэгты, боо;
у чувашей (сувар) — ырамащ;
у кетов — сенин;
у алтайцев — кам;
у тувинцев — хам
у эскимосов — ангакок, эненылин
у халха-монголов бөө.

От тюркского слова «кам» произошло и слово «камлание», обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется.”

Получается, что никаких религий шаманизма нет. Есть лишь личный опыт конкретного шамана и его способности влиять на мир людей и мир духов. Получается, что чтобы определить шаман-ли перед вами, стоит попросить его продемонстрировать свои способности, помочь решить какие-то важные задачи и так далее. А наличие костюма, бубна и удостоверения из Тывы – это не доказательство того, что перед вами шаман. Надеюсь, что немножко расставил все точки над i.


P./S. Справедливости ради хочу так-же сказать о себе. Я исповедую славянский шаманизм. Это некая, моя личная техника познания мира, духов и природы в целом. Основа моей философии – славянская традиция, но в более примитивной, изначальной форме, смешанная с личным опытом, познанием других традиций и школ, начиная от бурятского шаманизма и буддизма, заканчивая шумерской и персидской магическими традициями.

Я не могу и не принимаю возможность единения с природой и духами, живя в городе и тусуясь в парке, в офисе и в клубе. Редкие выезды на природу – это тоже лишь отголосок реальной жизни. И да, я не призываю всех жить в деревне. Я говорю лично о себе и своем пути. Мне нужно постоянно чувствовать эти горы и реки, тайгу и рощи, чтобы иметь от них силу и делиться своей энергией с Матушкой Природой.

Чтобы делать что-то полезное для этих мест, я должен быть тут постоянно. Чтобы понимать эти места и иметь связь с их духами, я должен быть тут частью целого, а не гостем, которому по нраву колотить в бубен и сидеть ночью у костра…

Шаман-ли я? Не могу сказать. Это решать духам, а не людям и тем-более не мне самому. Я лишь могу сказать о себе одно: Научившись жить в постоянном взаимодействии с силами природы, я наконец-то почувствовал себя живым. В городе я умирал. Меня душило там все.

Я ненавидел себя, за то, что не могу быть счастлив. Сейчас, пройдя через все трудности, я понял что счастье не может быть без свободы. А свобода всегда там, где твое сердце. Моё сердце всегда было в Алтайских Горах и вот теперь я дома.

~Темногор~