Плесский камень – древний символ плодородия

Плесский камень

Городок Плес, входящий в состав Золотого Кольца России, находится недалеко от Иванова, в Приволжском районе области. Знаменит Плес своими восхитительными панорамными волжскими пейзажами, культурным наследием творивших здесь художника Левитана и певца Шаляпина. А еще Плес известен почитаемым древним камнем фаллической формы, который долгое время был частью городского пейзажа, прочно сросшись с местной мифологией, историей и культурой.

То, что фаллос и его символические изображения издавна почитались славянами(и не только ими)-факт исторический, археологический, этнографический и вообще непреложный. Не имею желания и не вижу смысла приводить здесь конкретные подтверждения этому : их немало в работах действительно серьезных исследователей, от советского академика Бориса Рыбакова до языческого волхва Богумила Гасанова.

Потому все, кто желает оспаривать данный факт, могут смело отправляться на вышеуказанный символ. Часто в сети Интернет, особенно ближе к Купале, всплывает картинка из двух фотографий. На одной-церковка на фоне пасторального пейзажа, на другой- женщины, обнимающие куклу Ярилы с явно выраженными мужскими признаками.

И подпись : славянин, где твоя родная культура?

Любой нормальный и разумный человек без колебаний покажет на Ярилин уд. Тем, кому это не нравится, могут поискать себе другую историю и других предков. Не знаю, кому как, а мне лично(и не только в силу половой принадлежности) намного ближе и священнее символ плодородия, здоровья, ярой силы, залог того, что у русского народа будут дети, а за ними-внуки, правнуки…

Это более правильно и логично, чем обожествлять орудие жестокой казни с умирающим на нем человеком. Даже христиане, утверждающие, что Бог создал людей по образу и подобию своему, должны бы задуматься : если это так, может ли быть в этом образе что-то нечистое и порочное? Жили-были Адам с Евой, проблем не знали-и вдруг, похрустев яблочком, вдруг обратили внимание : «А  ЭТО что?!!

Почему мы раньше не видели, насколько это стыдно?!! Ой-вэй, Бог, таки как ты мог такое сотворить?»  С чего вдруг такая несправедливость и предвзятость по отношению к обычному в числе многих органу человеческого тела? Почему именно половой член показывать и видеть стыдно, а не руку, не нос, не лицо?

Здравомысленных, без глупой идеологии объяснений этому нет. Более того, и христианское духовенство, и миряне, порицая «срамоту», с удовольствием ею пользуются. А с фанатиками-скопцами, вроде бы воплотившими в жизнь христианскую мечту об избавлении от соблазна, сама церковь боролась беспощадно.

Если кого-то смущает, что одним из первых одеяний (не фиговый листок, нет) была обычная набедренная повязка, закрывавшая именно область паха(значит, все же стыдно показывать!), то причиной ее появления был не неестественный ложный стыд, а банальная безопасность и гигиена. Помните, как неприятно режет руку осока? А если порезать…? Мужчины, представив, вздрогнули. Эволюция имела свои основания для того, чтобы разместить мужские половые органы столь слабо защищенным способом. Это элементарная биология.

И не стыд тому виной, что охотник, уходя в лес, опоясывался шкурой. А чтобы просто веткой не оторвало. Конечно, сейчас начитавшиеся всякой муры эзотерики начнут вещать про энергетический обмен, всякие юбки-брюки, что в их бреднях его балансируют или наоборот. Но мы-то с вами на виманах не летали и Перуну скафандр не помогали надевать, чтобы вестись на подобное. Искатели придуманных знаний, которые от нас злодейски скрывают, все чаще отказываются видеть и признавать вполне реальные знания, имеющиеся в открытом доступе.

Фаллос и его многочисленные изображения были могущественными талисманами плодородия, вокруг них проводились магические обряды для обретения потомства, благополучия в интимных делах, а в более широком смысле-на успех и благосостояние. Ту же цель преследовал и явно рукотворный Плесский камень, за многие годы получивший немало других имен-Чиркун, Дедова шишка, Велеший камень(чувствуете?), Сват-камень.

Как и все фаллические камни Поволжья(увы, сохранилось их немного по совершенно определенным причинам), Плесский камень местное население называет также «грибом». Значение образа грибов в мифологических представлениях изучено мало, но совершенно точно они самым тесным образом связаны со всеми тремя элементами известного комплекса Смерть-Плодородие-Жизнь.

Учитывая археологическую карту города, можно предполагать, что камень может иметь отношение к одному из трех объектов, находящихся в его черте. Во-первых, это городище Плес на Соборной горе, где обнаружены яма многократного жертвенного кострища и еще две ямы ритуального значения, определенные как предполагаемое святилище Велеса.

Во-вторых, это городище дьяковой культуры и доордынский курганный могильник на Холодной горе. И, наконец, пожилые жители Плеса часто утверждают, что камень в прошлом скатился с Больничной горы. До августа 2011 года он находился у дома №21 по улице Ленина, недалеко от Хреновского оврага, ограничивающего с запада Больничную гору, представляющую собой отрог высокого коренного берега Волги.

В 19-20 веках камень использовался сперва как коновязь, а потом как отбойник, защищающий угол дома, построенного плесским мещанином А.П. Бакакиным в 1856 году. В последнее время он благодаря своей крайне недвусмысленной форме стал очень популярен у туристов, оброс массой амурных анекдотов и преданий. Согласно поверью, девушка, посидевшая на Плесском камне, обязательно выйдет замуж в течении года.

Биография последних лет у камня интересная. В 2011 году его с разрешения городской администрации местный бизнесмен переместил в качестве рекламы, к зданию ювелирного магазина. Хозяйка дома, где он прежде находился, подала на него в суд, претендуя на камень, как на свое имущество. Тут вмешалась третья сторона в лице местного археолога Г.В. Панченко, которая добилась передачи камня, как объекта культурного наследия, в Плесский музей-заповедник.

Однако и в музее он оставался недолго, вновь попав в предприимчивые руки дельцов. В 2012 году Общественный совет по развитию Плеса, возглавляемый губернатором Ивановской области М.Менем, принял решение о передаче Плесского камня из фондов музея «во временное пользование» бизнесмену Сергею Шевцову под патронаж, но при условии установки на нем сигнализации и видеонаблюдения. Странно, что, дав согласие на передачу, совет даже не подумал проконтролировать исполнение собственных предписаний. Древние святыни вновь становятся объектами купли-продажи.

~Евгений Вуковой~