Славянский Бог Хорс

Славянский Бог Хорс

Хорс — бог солнечного, желтого, света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг.

Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. Даже город Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света — Хорсунь.

А все неприятное, несимпатичное, лишенное радости, называлось нехорошим.
Скажут «нехорошо!» — и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет. И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев.

На Руси о нем пели песню:

Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!

Это означало, что все происходящее на нашей земле — в мире Яви, повторяется и в небесном мире — Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу.
Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», — с уважением говорили о нем.

Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства.

В апокрифическом памятнике «Хождение Богородицы по мукам» записано:

«Хорса, Велеса, Перуна на боги обратила».

То есть, говориться о том, что славянами был создан культ упомянутых богов.

Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе “Хождение Богородицы по мукам”, в записях “О идолах Владимировых”, “Память и похвала Владимиру” и житии “блаженного Володимера”; “Слове некоего Христолюбца”, “Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом”, поминается он и в “Беседе трех святителей”.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал изображение Хорса близ Пскова :

“Корс (т.е. Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой – огненный луч”.

Надо отметить несомненно значительный труд исследователя из России Алексея Бычкова, который, привлек множество недоступных нам ранее западных источников , похожим образом описывающих Хорса (и ряд иных славянских богов в позднем средневековье).


Славянский Бог Хорс2