Святой Бочаг – волшебные «котлы» Конька-Горбунка

Святой Бочаг

Еще одно сакральное место Костромской области, расположенное в Красносельском районе между селом Захарово и деревней Малиновая. Оно носит название Святой Бочаг и состоит из двух маленьких, 10-15 кв. метров, озер правильной округлой формы и крупного валуна. Расположены озера метрах в 30 друг от друга в заболоченной местности и главное-очень отличаются и видом, и свойствами.

На месте того, что покрупнее, по ничем не подтвержденным россказням, стояла церковь, позже провалившаяся под землю(не пожелала Матушка на себе сие держать). С тех пор озерцо называют Святым, а воду из него-«живой». Считается, что она исцеляет от многих болезней. По цвету до недавних пор вода здесь была очень странной-мутно-белого цвета, дна не видно. В ней живут пиявки и красивые лягушки.

Второе озерцо, чуть поменьше, называют Чертовым. Чистая, голубоватая вода из него-«мертвая». Христиане считают, что купание в нем может вызвать неизлечимую хворь. Хотя более древнее предание гласит, что для излечения болезни требуется искупаться в обоих озерах-сперва в «мертвой», потом-в «живой» воде, а затем оставить что-то из одежды на ветвях растущих поблизости деревьев. Уж не это ли те знаменитые два «котла» с белесой(«молоко»!) и чистой водой, искупавшись в которых Иванушка-дурачок из ершовской «Сказки о Коньке-Горбунке», стал красивым и здоровым добрым молодцем? Может, именно на этом камне и скакал в свое время волшебный Конек-Горбунок?

Камень лежит у края Чертова озера. Костромские эзотерики утверждают, что именно он-Хранитель этого места. Ощущения возле него трудно описать словами. Считалось, что под камнем (он лежал тогда строго посередине озера), зарыл свой клад вездесущий атаман-колдун Степан Разин или какой-то другой борец за народное счастье.

Лет 30 тому назад один из местных трактористов, задумав поживиться золотишком, пригнал свой агрегат, зацепил камень тросом и потащил. Вдруг позади раздался дикий вой. Остолбеневший мужик увидел, как из леса прямо на него несется стадо взбешенных огненно-красных быков. Морок развеялся, но бедолаге это не помогло : остаток своих дней он провел в психушке. А его сосед взвалил на себя обязанность провожать до Святого Бочага любых путников, кто желает туда добраться. Говорят, что камень пытались тревожить не раз, но всегда что-то пугало народ : то видение пожара над селом, то еще что.

Можно с уверенностью сказать, что почитание этих двух небольших озер и камня берет свое начало в седой мерянской древности. Длительную устойчивость культа вод и в особенности родников, отмечал Мирча Элиаде : «Уничтожить его не смогла ни одна религиозная революция; питаемый народным благоговением, культ вод оказался в конечном счете терпим даже христианством-после бесплодных гонений в средние века».

Жертвоприношения воде как постоянный элемент языческого культа коренного населения фиксируется и в древнерусских летописях, связанных с Северо-Восточными княжествами : «…жруще озером и кладязем и рощением яко же прочии погани». Более того, даже когда у родников и озер появились кресты и иконы, это вовсе не означало, что приходившие к ним люди поклонялись христианским святым! Требы приносились все тем же древним Богам, надев на Них «маски» Илии, Георгия, Богородицы, Христа. А Богам, как известно, совершенно нет дела до того, какое имя для Них придумывают люди. При общении с Ними важно совсем иное…

Самым лучшим примером этому служит отмеченный у марийцев культ «бога Николы»-Никола-Юмо, который помогает большому богу Кугу-Юмо. Образ его совпадает с языческими представлениями о Дедушке водяном. От Николая Чудотворца здесь осталась лишь «маска» для отвода глаз церковным и светским властям. За морями примерно такими же принципами руководствуются приверженцы культа вуду, отождествившие своих богов и духов с христианскими святыми. Известно, что «королева ведьм» Нового Орлеана Мари Лаво после ее смерти едва не была канонизирована, как христианская святая старица и пример набожности!

Нет никаких оснований полагать, что у славян было иначе. Тысячелетняя история христианства на Руси, какое-то «культурное наследие» иноземной веры в нашей стране-не более, чем глупый миф для любителей закрывать глаза на очевидное. Богов и духов просто «одели в чужие одежды», по-прежнему прозревая Их истинную суть. Христианство не улучшало людей и их нравы, напротив, грубо пыталось сломать на свой лад, заставить отвергнуть исконное и родное. И результаты этого всегда были печальными.

Добрались христианские «благоустроители» и до Святого Бочага. Причем уже в этом веке. Если раньше священники мудро не вмешивались в ландшафт, удовольствуясь обретением данным местом статуса христианской святыни, то современные умники в 2009 году затеяли настоящий апгрейд территории. Раскопали Святое озеро, углубили, расширили. Вырубили часть кустов. И за каким-то демоном соединили водоемы с «живой» и «мертвой» водой пластиковой трубой! В результате сломали волшебную экосистему. Чертово озеро сильно обмелело, и вода в нем стала…белесо-мутной! А в Святом –наоборот, прозрачной, дно видно. Смерть смешалась с жизнью, что выйдет из этого-неизвестно.

Найти Святой Бочаг довольно просто. Проезжаешь Красное на Волге(ювелирную столицу Костромской области), затем по трассе до поворота на Захарово и по бетонке до указанной деревни. В ее центор перекресток-поворачиваешь налево, потом через поле по дуге(справа будет деревня Малиновая) в дальний угол леса. Оттуда через лес ведет дорога до Святого Бочага. Пропустить его невозможно, потому что на подходе лес справа редеет и виден утоптанный спуск, а потом мостик через ручей. У комплекса виден навес, столик и дерево с развешанной на нем одеждой.

~Евгений Вуковой~