Тень дракона – образ Ящера в резьбе оконных наличников

Тень дракона

Из неизмеримой глубины веков предстает перед вдумчивым и знающим исследователем образ Великого Бога Ящера. Еще находятся упертые умники, оспаривающие правоту выдающегося советского академика Б.А. Рыбакова, сомневающиеся в том, был ли Ящер славянским  Богом. Ответ на это, подтверждаемый свидетельствами действительно авторитетных ученых, может быть только один : обряды почитания Ящера были древними еще тогда, когда славяне, финно-угры и многие другие народности даже не сформировались еще как этносы.

Великий Ящер, Хозяин подземного мира, Владыка вод, «залегавший в Волхове» близ Перыни, Водяной царь, гостем которого был гусляр-купец Садко. Его свято чтили славяне : при раскопках Перыни археологами были обнаружены два капища- более позднее Перуна и более раннее-Ящера. У финно-угров также были развитые представления о Ящере : Его изображения можно найти и на так называемых чудских бляхах, и в этнографических культовых фигурках современных угров : например, в одном из мансийских языческих святилищ были найдены изображения Ворсик-ойки( Старик-Трясогузка, небесный хозяин) и его жены-хозяйки земли и воды, сопровождавшейся литыми фигурками двух ящерообразных существ и бобра(зверь, также ассоциирующийся с подземно-подводным миром).

У славян образ Ящера в прикладном народном творчестве стал уходить в историю только в конце 20-начале 21 веков! Пусть новгородские ковши и статуэтки с Его ликом давно можно увидеть лишь в музее, но Ящер до недавнего времени, а кое-где и по сей день смотрит на нас с обережной резьбы оконных наличников! Для многих будет удивительным тот факт, что на втором месте по популярности среди изображений на наличниках, после птиц, находятся змеи и драконы! Иногда драконьи морды свешивались с крыш, воплощая во время дождя водную стихию.

С этим пытаются безуспешно спорить. Утверждают, что в резьбе воплотились почитаемые нашими предками домашние змеи-ужи, которых держали в домах, поили молоком и считали покровителями дома и огорода. Однако само это уважение к домашним рептилиям, ужам-«господарикам» и есть не что иное, как отголосок почитания Великого Божества в чешуйчатом обличье. Кроме того, далеко не все изображенные, пусть даже сильно стилизованные существа на наличниках змееподобны. У некоторых явно просматриваются лапки, ушки, гребни и даже крылья. Особенно ярко и неопровержимо «пояс дракона» в народной резьбе по дереву проходит по районам Тверской, Ярославской, Костромской, Ивановской, северу Московской и Нижегородской областей, где славянские традиции переплетались с обрядами народа меря.

В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира-от небесных сфер и дневного Солнца, до подземного мира и ночного Солнца, где часто выделяют стилизованные образы Великой Богини, Рожаниц и Ящера-дракона. Языческое происхождение данной традиции неоспоримо для ученых. Увы, в нашем темном, компьютеризированном средневековье 21 века правда не для всех понятна и притягательна.

В ходе поиска информации автор этих строк наткнулся как-то в Интернете на сайт, где какой-то полудурок со всей серьезностью утверждает, что символы на русских резных наличниках отображают…Христа, Богородицу, православные ценности и праздники. Тут язычникам даже вмешиваться не нужно : подобного «исследователя» мгновенно смешают своими доводами с дерьмом настоящие, серьезные ученые. Кстати, научной группе, подготовившей фильм о «драконьей тематике» в резьбе на наличниках на севере Московской области местный житель в одной из деревень всерьез утверждал, что «никаких змеев и драконов у нас на наличниках нет, потому что мы христиане». А Ящер ухмылялся с наличников на следующем же повороте! Право же, на некоторых их вера действует как удар кувалды по лбу, начисто отбивая не только уважение к традициям предков, но и здравый смысл.

Здесь важно сделать краткое отступление и окончательно отделить мух от котлет. Что б ни говорили ортодоксальные язычники, христианство внесло значительный пласт в культуру нашего народа, выраженный в храмовом зодчестве, иконописи, духовной лирике и прозе. Это факт. Но также, как бы не били себя в грудь ортодоксальные христиане, является фактом и то, что культура и традиции православия так и не вышли за все эти годы за пределы церквей и музеев. И все, что имеет приставку «народный»-народные праздники, обряды, ремесла, искусство, одежда, фольклор и все остальное-уходит корнями в язычество. Это, конечно, не значит, что христианство не пытается их присвоить, подменяя понятия, заменяя Велеса Николой, а Купалу-Троицей. Но все эти потуги абсолютно не научны и смахивают на поведение нищего, пытающегося присвоить старую одежду и крошки кушаний, оставшихся от прежних хозяев разрушенного дома.

В изображениях на наличниках чаще всего прослеживаются два сюжетных типа использования образа Ящера. Первый-когда между двумя драконами или под ними находится Солнце. Этот сюжет очень характерен для Ростова. Но почему драконов-два? Вот что об этом пишет Б.А. Рыбаков : «По всей вероятности, в древних космологических представлениях существовал только один Ящер, один «Бог-коркодел». Раздвоение зрительного образа, наблюдаемое уже на шаманских бляшках северо-востока, объясняется двойственностью функций подземного владыки : вечером он должен поглотить заходящее Солнце на крайнем западе земного пространства, к утру он должен оказаться на другом конце земли, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Это привело к изображению Ящера с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела. Отсюда уже один шаг к изображению двух Ящеров.»

Кроме того, что в какой-то момент Ящер стал хозяином и небесных вод, есть еще одно объяснение нахождению драконов наверху наличника. Ночь представлялась более опасной, чем день, и скорее всего, драконы стерегут именно ночное Солнце-оно всегда находится как бы под крышей, часто ниже драконов.

На фотографиях, снятых в Тверской области, Ящеры могут быть похожими и на змеев, и на коней(конь-традиционная жертва Хозяину подводного мира). Однако все же и у змееобразных Ящеров есть намек на конечности. А еще по сторонам от Ящеров находятся две стилизованные женские фигуры, описанные Рыбаковым, как две Богини-Рожаницы.

Изредка возможен и третий сюжет-«Хозяйка вод»-фигура Богини-реки и два Ящера. Местами драконы располагаются рядом с громовыми знаками-очевидно, они должны были охранять дом от молнии

В процессе стилизации драконы часто становятся рыбообразными, похожими на саламандр и даже совсем утрачивают форму, переходя в растительный орнамент. О Ящере в этом случае уже напоминают только завитки с рядом дырочек и завитки, напоминающие поднятую головку- морду.

Нет никакого сомнения в том, что мы имеем дело с реликтами культа именно Ящера, который достаточно долго сохранялся на данной территории. Встречаются драконы-ящеры и дальше по Волге, и в Сибири-там, где при переселении происходил перенос традиции. Увы, повсеместно драконов, как и прочую домовую резьбу, довольно быстро заменяют кирпичная кадка и сайдинг. На домах, еще не обитых сайдингом, но с которых уже сняты наличники, остаются тени. Тени Солнца, богинь и драконов…

~Евгений Вуковой~