Тимеревское святилище – наследие древней Артании?

Тимеревское святилище

Древние капища и святыни неизменно возвращаются спустя века и даже тысячелетия к людям благодаря деятельности энтузиастов. Летом 2009 года ярославские краеведы обнаружили неподалеку от Ярославля каменный комплекс, названный …ну естественно, «Мерянский Стоунхендж».

Однако, чтобы не поминать постоянно всуе британский «Хоровод великанов», не имеющий к самоназванным «Стоунхенджам» никакого отношения, целесообразно назвать этот объект по месту его нахождения-Тимеревским святилищем. Есть теория о том, что предтечей Ярославля был некий протогород, процветавший на Волжском торговом пути к арабскому серебру еще в 9 веке. В восточных хрониках есть об этом смутные упоминания. В нашей же литературе о Тимеревском святилище нет ничего.

Данное капище представляет собой круг диаметром 5,75 м, на местности образующий возвышение в виде тупоконечной пирамиды. Сам круг представлен 9 крупными(примерно 1,6 на 1,5 на 1,2 метра величиной и 5-6 тонн весом) и 10 малыми камнями. Создается впечатление, что древние люди, ценой неимоверных усилий притащившие сюда эти камни, специально отбирали их по двум основным размерам. Предположение о том, что это просто мелиоративный отвал или межевые знаки, не выдерживает критики.

Слишком уж толстый слой мха покрывает валуны. И цвет глыб одинаковый-темно-серый. Мелкие камни едва проглядывают из-под глубокого слоя перегноя. Явных петроглифов или «чашек» на поверхности камней не заметно, возможно, они скрыты под ковром мха. Ленточек на окрестных деревьях тоже нет. Зато неприятным признаком современности стала необычайная захламленность этой местности бутылками, банками, пробками и другим хламом. Люди по-прежнему в большинстве своем не ведают, что творят…

Некоторые из камней имеют прямые плоскости и острые грани. Если это естественные ледниковые сколы, то природа сработала здесь на редкость аккуратно. В центре круга-также могучая глыба с плоским «столом», похожая на алтарный камень(1,2 на 1, 6 м)

Метрах в 20 от капища на небольшом холме-следы поселения. Заметны остатки более десятка «мерянских ям». Самая крупная, с лисьей норой-на вершине холма, ее краеведы условно назвали «дворцом мерянского вождя. Различаются пологие входы в землянки. На дне ям, на глубине 30-40 см под слоем перегноя-только зола и угли, никаких следов керамики. Примерно так же выглядит культурный слой и у знаменитого Тиуновского святилища в Вологодской области. Вероятнее всего, и землянки здесь имели не жилой, а храмово-культовый характер.

Но кому принадлежало капище? Представителям дьяковской или фатьяновской культур? Меря, славянам, финно-уграм? Ответов пока нет, одни версии. Самую смелую из них выдвинул профессор И.В. Дубов, убежденный в том, что с этим местом связано сообщение о «третьем центре» Руси, записанное в арабских хрониках. Анонимный арабский  трактат «Пределы мира»(9-10 век) гласит : « И Русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемым Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая из них, называют ее ас-Славия и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Велики граничит с Русами на севере. Они(Русы) велики числом…» Современные ученые склонны усматривать под Куйабой владения древнего Киева, ас-Славию-в окрестностях Великого Новгорода, по созвучию с племенем словен. Относительно же Арсании споры не смолкают до сих пор. Исследователи помещают ее то в пойму Дуная, то в предгорья Урала, то в Сибирь, то даже под Рязань.

И лишь в последнее время, с появлением новых находок, профессором Дубовым выдвинута теория, отождествляющая Арсанию с Тимеревским поселением. На роль протогорода она вполне подходит. По убеждению историка, древо всей ростовской культуры берет начало именно от Арсы арабских географов! Шведский историк Янссон, сравнивавший площадь Тимеревского городища(10 км) с территорией крупнейшего скандинавского вика в Бирке(15 га) предположил, что население Тимерева-русы-говорили на двух или даже на трех языках. По его оценке, здешнюю общность составляли меряне(75 проц), славяне(15-20 проц) и норманны-викинги(5-7 проц).

Более определенно сказать о том, так это, или нет, можно только после тщательных исследований, которые нужны и интересны, похоже, лишь малому числу энтузиастов от науки и язычества. Остальные, предоставив величию прошлого порастать мхом забвения, увлеченно воздвигают все новые золоченые храмы для божьих рабов…

Координаты Тимеревского святилища 57,539677 градусов северной широты и 39, 739657 градусов восточной долготы.

~Евгений Вуковой~